Покупатели превращаются в экстремистов и шантажируют продавцов

Общество

Покупатели превращаются в экстремистов и шантажируют продавцов

Вооружившись кассовым чеком или гарантийным талоном, омичи вымогают деньги у коммерсантов. А если владельцы магазинов и супермаркетов отказываются платить, им грозят шантажом. Это явление получило название потребительский экстремизм, он же потребительский рэкет.

Жадность фраера сгубила

Закон-мечта — так назвали специалисты Закон РФ «О защите прав потребителей». Вооружившись этим законом, люди могут бороться на равных с недобросовестными продавцами и поставщиками услуг. Но, как оказалось, и с добросовестными тоже, особенно если жадность берет верх над разумом.

К примеру, омич Евгений Синдяпин очень хотел стать счастливым обладателем домашнего кинотеатра, но денег на эту покупку у него то ли не было, то ли просто, как говорится, жаба душила. И тогда мужчина придумал, как и рыбку съесть, и штаны при этом не замочить. Найдя поручителя, Евгений оформляет кредит и забирает покупку домой. Все, вроде бы, правильно, все по-людски, если бы не одно «но»: хитрец заплатил за домашний кинотеатр всего лишь две тысячи, после чего вдруг исчез. А через полгода, когда поручитель вместо него уже погасил банку кредит, Синдяпин вернулся. И сразу же подал иск в суд.

— На суде истец утверждал, что ему не была передана инструкция на русском языке, — говорит председатель Областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгений РАБИНОВИЧ. — Из-за этого он не мог пользоваться покупкой и теперь просит вернуть деньги за якобы оплаченный им домашний кинотеатр (который, если вы помните, оплатил поручитель Евгения, причем с немаленькими процентами. -Авт.).

И таких случаев в практике Евгения Яковлевича не один и не два. Иногда коммерсанты еще пытаются спорить с хитромудрыми покупателями, но куда чаще сдаются и выплачивают сколько запросят, лишь бы не запятнать репутацию своего магазина.

— Но, вопреки поговорке, потребитель прав не всегда, а лишь когда он действительно прав, — считает Евгений Рабинович. — Во всех других случаях мы имеем дело с потребительским экстремизмом, с которым можно и нужно бороться.

В том числе и в суде, как, например, было в случае с омичкой Алиной Кудасовой. Эта особа среднего возраста накануне Международного женского дня решила побаловать себя, дорогую, и отправилась в секцию ювелирных изделий одного из престижных городских магазинов. Потратив около часа, она, наконец, присмотрела золотое кольцо стоимостью в семнадцать тысяч рублей. Получив на руки чек и покупку, женщина покинула магазин, но через какое-то время вновь заявилась в ту же самую ювелирную секцию с целым возом претензий. Она утверждала, что купленное ею кольцо сделано якобы не из золота, но продавцы с таким утверждением женщины были категорически не согласны и, как могли, пытались урегулировать этот конфликт. Начались досудебные разбирательства, в ходе которых ушлая дама несколько раз меняла свои показания.

— Утверждать, что кольцо не из золота, она больше не стала, — продолжает рассказ Евгений Рабинович. — Однако выставила претензии по острым царапающимся кромкам. Дело было направлено в суд, где женщина потребовала расторгнуть договор купли-продажи и выплатить ей моральный ущерб в размере пятидесяти (!) тысяч рублей. Но суд встал на сторону продавцов, оставив иск без удовлетворения.

Крах «ботиночного маньяка»

Закон — страшная сила, и, пользуясь законом «О защите прав потребителей», покупатели-экстремисты бесплатно отдыхают за рубежом, не платят по счетам стоматолога и покупают баснословно дорогие одежду и обувь, чтобы одеть их всего один раз в жизни и после вернуть в магазин, не заплатив ни копейки. По словам Евгения Рабиновича, схема отъема денег у коммерсантов довольно простая. Сначала человек покупает товар, затем нещадно его эксплуатирует в течение гарантийного срока, а потом находит в нем какие-нибудь производственные дефекты. Если же дефектов не наблюдается, они создаются умышленно, после чего покупатель отправляется в магазин и требует вернуть ему деньги, уплаченные за якобы некачественный товар. Ну и, разумеется, возмещение морального вреда и прочее в том же духе. В п
ротивном же случае экстремист-потребитель начинает скандалить, угрожает подать заявление в суд и предать это дело широкой огласке. Обычно, как уже говорилось, коммерсанты соглашаются заплатить, чтобы не портить репутацию своего заведения.

К слову, подобную схему «честного» отъема денег у бизнесменов использовал житель одного из райцентров нашего региона. Этот безработный мужчина заходил в местные магазины, покупал дешевый товар, а потом предъявлял владельцам торговых точек претензии по поводу якобы ненадлежащего качества вещи. Плюс требовал возмещения морального ущерба в размере до пятисот рублей. Деньги для предпринимателя невеликие, имидж дороже, и бизнесмены платили мужику «отступного». А ушлый пройдоха шел в другой магазин и снова разыгрывал тот же самый спектакль. В удачные дни в его «рэкетирских» карманах оседало до нескольких тысяч рублей. Впрочем, среди потребителей-экстремистов встречаются и, если так можно сказать, куда более забавные личности.

К примеру, омич Андрей Степанов купил непромокаемые ботинки, но, по его утверждению, они оказались весьма промокаемы. Как позже выяснилось, дома Степанов решил покупку обмыть, причем в самом прямом смысле этого слова. Для начала Андрей набрал в таз воды и засунул ботинки туда. Прошло полчаса, час, второй, но упрямая обувь промокать не желала. Однако не менее упрямый мужчина тоже сдаваться не собирался и решил таз с водой подогреть на огне. Такого к себе отношения ботинки выдержать уже не смогли. «Промокли!» — завопил испытатель и кинулся в магазин, а затем в суд. Но там ему объяснили, что ботинки покупают, чтобы носить, а не устраивать с ними разного рода эксперименты, больше похожие на средневековые пытки. В иске Степанову было отказано.

Сладкое слово «халява»

За последние годы потребительский экстремизм получил в нашей стране, да и в Омске, столь широкое распространение, что Евгений Рабинович даже написал небольшую книгу-инструкцию. В ней он подробно рассказывает, как бороться с этим явлением, и приводит классификацию недобросовестных покупателей. Особую нишу в данной классификации занимают так называемые авторитеты.

— То есть чиновники, представители органов власти, правоохранительных или налоговых ведомств, серьезные бизнесмены или люди, близко с ними связанные, — поясняет председатель Областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит». — В этом случае для получения компенсаций порою используется административный ресурс, инициируются лицензионные, налоговые и милицейские проверки. Причина же предъявления претензии, как, впрочем, и ее юридическое обоснование, отходят на второй план. На практике бороться с такими «наездами», используя только законные методы, сложно, но можно.

К примеру, омичка Инна Зарубина за четырнадцать с половиной тысяч рублей приобрела в одном из городских магазинов кожаное пальто с воротником из песца. Вскоре она попадает в обновке под дождь и, вернувшись домой, понимает, что пальто безнадежно испорчено. Денег, уплаченных за него, очень жаль, и Зарубина требует у магазина выплатить ей стоимость вещи. То, что пальто она испортила самолично, даму ничуть не смущало.

— На магазин началось сильнейшее психологическое и «проверочное» воздействие со стороны органов государственного контроля, — вспоминает Евгений Рабинович. — Не получив положительно результата от административного давления и шантажа, женщина подала в суд иск о защите прав потребителя.

Она требовала не только вернуть деньги за испорченное пальто, но и выплатить ей огромную неустойку, компенсировать моральный вред в размере пятидесяти тысяч рублей и наложить на предпринимателя внушительный штраф. Однако эксперты установили, что пальто было испорчено в результате неправильной его эксплуатации. В иске Инне Зарубиной суд отказал.

…Сегодня жертвами потребительского экстремизма становятся салоны модной одежды и супермаркеты, турфирмы и продавцы обуви, магазины электроники и бытовой техники. При желании этот список можно продолжить, но ведь дело в другом. Некоторые коммерсанты считают, что закон «О защите прав потребителей» хуже приставленного к виску пистолета и делает их беззащитными перед покупательским произволом. Отчасти это верно, но ведь потребительский экстремизм стал ответом на многочисленные нарушения бизнесменами прав покупателей. Однако, если бы первые всегда относились ко вторым с уважением и не пытались долгие годы нажиться за счет просты
х омичей, то, быть может, и не расцвел бы сегодня у нас пышным цветом потребительский экстремизм.

Имена и фамилии покупателей-экстремистов изменены по этическим соображениям.

ОмскПресс