Реклама на наши головы

Обратите внимание

Реклама на наши головы

УФАС охотится за «аморалкой»

Весна — природа пробудилась. А вместе с ней и члены областной общественной палаты. Они вдруг посмотрели на городские улицы и решили, что их «украшает» пошлая реклама. На публичных слушаниях, посвящённых проблемам аморальной рекламы, собравшиеся даже нашли виновного — мол, во всем, по старой русской традиции, виноват мэр. «Вечёрка» решила выяснить, кто же на самом деле отвечает за содержание рекламных баннеров и какие слоганы вне закона.

Опрос не считается?

В последнее время специалисты Омского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) стали прибегать к помощи интернет-опросов, чтобы выяснить, как горожане реагируют на рекламу, считают ли они оскорбительными представленные образы и выражения, распространяемые на конструкциях города. Сначала омичам предложили высказаться по поводу полуобнажённой девушки на рекламном плакате стрип-бара «Клеопатра», потом по этому же поводу на интернет-страничке управления засветился диджей-бар Сергея Жукова с фразой «Идите в «Ж», сейчас же — изображения обнаженных людей в рекламе «Сибирской Медиагруппы».

Такие же опросы проводят сегодня во многих регионах России. При этом программа имеет несколько степеней защиты. К примеру, проголосовать с одного компьютера можно только один раз (один IP-адрес — один голос).

Но по закону специалистам УФАС совсем не обязательно спрашивать мнение общественности, прежде чем заводить дело. Они могут его инициировать самостоятельно, если сочтут, что в рекламе содержатся оскорбительные и непристойные образы.

— В законе не прописано, что именно должно использоваться в качестве доказательства нарушения закона о рекламе, — пояснил начальник отдела рекламы УФАС по Омской области Альберт МОРОЗОВ. — Поэтому нет и обязанностей в проведении каких-либо социологических опросов, как, впрочем, и любого другого исследования. К примеру, была у нас такая реклама магазина «Федорина радость». На листовках была надпись — «Халява прёт!», сопровождающаяся образом «Родины-матери». Мы посчитали это сравнение — посуда, халява и образ, призывавший в годы Великой Отечественной войны на борьбу с фашистами, некорректным и оскорбительным. Но для дополнительного доказательства прикрепили к делу лингвистическое заключение специалистов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Филологи дали лингвистическое заключение, что слово «халява» — жаргонное и в рекламе использоваться не может. В то время как по закону при распространении рекламы должно соблюдаться законодательство о государственном языке РФ. К тому же, образ «Родины-матери» в контексте халявы и посуды, которую, собственно говоря, и хотели прорекламировать заказчики, жители города расценили как недопустимый и оскорбительный. Здесь без социологического опроса было возбуждено дело. По результатам рассмотрения дела заказчик был привлечён к административной ответственности, а впоследствии и Арбитражный суд поддержал позицию Омского УФАС России.

Рекламу стрип-холла «Клеопатра» у Ленинградского моста сняли после того, как большинство омичей выразили своё недовольство, приняв участие в интернет-опросе. Правда, на одном из жилых домов на Левобережье рекламный баннер закрытого стрип-холла продолжает висеть. Интересно, что на этом баннере «Клеопатра» с тем же адресом — это уже не закрытый стрип-холл, а интернет-бар.

В деле с диджей-баром «Ж» опрос показал, что большинству омичей нравятся креативные баннеры увеселительного заведения. Только 42% из опрошенных горожан высказались против этой рекламы. Но специалисты управления продолжают заниматься этим делом, т.к., по их мнению, 42% омичей тоже имеют право на свою защиту от ненадлежащей рекламы.

Кто нравственность определит

Но при чем здесь тогда, спрашивается, городская администрация? Недавно представители областной общественной палаты на публичных слушаниях говорили о недопустимости эротики и нецензурных выражений в рекламе на городских улицах. И свои претензии о содержании баннеров они предъявили почему-то городским властям. А устранить «неподобающую рекламу» потребовали от мэра города Виктора Шрейдера.

Между тем в соответствии с действующим законодательством контролировать содержание рекламы могут только антимонопольная служба России (ст. 33 Федерального закона «О рекламе») и прокуратура (ФЗ «О прокуратуре).

Заместитель главы департамента имущественных отношений мэрии Омска Вадим МЕРЕНКОВ подтвердил, что претензии к «Центру недвижимости, дизайна и рекламы» необоснованны. Ведь чиновники несут ответственность лишь за те материалы, которые размещаются на муниципальных рекламных конструкциях. У мэрии нет полномочий, позволяющих контролировать содержание рекламы.

СПРАВКА «ВО»

За нарушение ФЗ «О рекламе» штраф для индивидуальных предпринимателей составляет от 4 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 14.3 КоАП РФ).

— Муниципалитет в рамках своих полномочий определяет места для размещения рекламных конструкций, а также выдает разрешения на установку конструкции, — пояснил Альберт Морозов. — А вот какая информация на них будет размещаться — это вопрос к собственнику конструкции (рекламораспространителю).

К сожалению, заставить рекламоизготовителей еще перед размещением согласовывать свою работу со специалистами УФАС никто не может. И как следствие, предприниматели руководствуются собственной «креативностью» и моралью.

В законе «О рекламе» (ст. 5) сказано, что нельзя:

— использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла;

— демонстрировать процессы курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

— использовать бранные слова, непристойные и оскорбительные выражения, образы и сравнения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина;

— задействовать официальную государственную символику России (герб, флаг, гимн), религиозные символы, объекты культурного наследия.

Но при этом в законе не прописано, что именно считать непристойным выражением или оскорбительным образом. И определить это специалистам УФАС порой очень сложно. В таких случаях и проводят опросы, чтобы узнать, как ту или иную рекламу воспринимают горожане.

В то же время каждый омич сегодня может высказаться и повлиять на распространение аморальной рекламы на городских улицах. Для этого им необходимо обратиться в управление антимонопольной службы или прокуратуру. Если жалоба окажется небеспочвенной, надзорные органы примут необходимые меры.

КСТАТИ

 УФАС может возбудить дело (ст. 36 ФЗ «О рекламе»):

— по собственной инициативе;

— по представлению прокурора;

— по обращениям органов государственной власти;

— по заявлениям физических или юридических лиц.

Катерина РЫЧАГ

 

Бороться нельзя не замечать

Евгений МАРТЫНЕНКО, 35 лет, инженер-электронщик:

— Честно говоря, мне всё равно, что изображено на плакатах, я почти никогда не обращаю на них внимания. Сейчас обнажённое тело используется в СМИ так часто, что это даже стало утомлять. Тем не менее, я поддерживаю антимонопольную службу и считаю, что такая реклама аморальна.

Мария ИВАНОВА, 44 года, инженер:

— Реклама должна быть остроумной, но без пошлости и двусмысленностей. Создатели некоторых слоганов не задумываются о том, что результат их работы увидят пожилые люди, которых такая реклама может только покоробить. А дети? Кто думает об их развитии? У нас есть фильмы «до 14-ти», «до 16-ти», но мы ведь не можем оградить детей от «вредной» рекламы, размещенной на огромных щитах и растяжках!

Александра КЛЕЩЕНКО, 20 лет, студентка:

— По-моему, оригинально, с юмором. Не знаю, многие ли пойдут в этот «Ж» после такого, но сама по себе реклама креативная и смелая.

Андрей КОРШИКОВ, 27 лет, системный инженер:

— Реклама радует, улыбаюсь, когда её вижу. Ничего аморального в ней я не нахожу. Я считаю, вслед за китайскими товарищами, «пусть расцветает сто цветов»: пусть будет всякая реклама — и такая, и другая, и третья.

Людмила БРОВИНА, 35 лет, музыкальный руководитель, гость города:

— Какую рекламу я считаю действительно плохой? Ту, в которой поражаешься обилию ошибок. В первую очередь не с экстравагантной рекламой надо бороться, а с безграмотной.

Алексей КОПЫЛОВ, 21 год, системный администратор:

— Признаться, когда иду по городу, не особо обращаю внимание на баннеры. Конечно, такого рода реклама цепляет неординарностью, приковывает внимание, но тоже не надолго. А насчёт аморальности… Думаю, что для многих уже в порядке вещей говорить и писать о том, что некогда считалось постыдным. Да, это может на некоторое время отвлечь, порой рассмешить, а на самом деле сейчас на улице нас окружает такой большой объем информации, что не успеваешь всё анализировать. По-моему, проще игнорировать рекламу.

Спрашивал Евгений СВЕТЛЫЙ

 

Оскорбляет ли вас эта реклама?

Реклама на наши головы

ОмскПресс