Приходит память…

Культура

Приходит память...

Расскажу об омичах, писавших о театре. Не стану утверждать, что их материалы читали все, читали запоем, но сами авторы относились к ним как к весьма ответственному журналистскому делу. Лелеяли каждую фразу. Всматривались в каждое слово. И если в недалекие годы омская сцена отметилась серьезными достижениями, без участия театральных рецензентов тут не обошлось.

Почти парадокс: безликие спектакли, невыразительная игра артистов вроде более удобная мишень для критических упражнении, так нет же! Театр никакой — и критика никакая. Отсутствует предмет для анализа, для полемики, или он настолько незначителен, что, кроме лицемерных комплиментов, сменяемых в азарте на зубоскальство и нездоровый интерес к частной жизни артистов, ничего породить не может. Не с тем ли в определенной степени связано исчезновение рецензии из периодики? Если и пишут изредка о спектаклях, то — как заметил один остроумный человек — словно о покойниках: или хорошо, или ничего. Пока же в ожидании не лишнее оглянуться на прошлое.

Начну с «Оперного дома» Ивана Андреева. В своей «Домовой летописи» он на исходе XVIII века коротко поведал о нем.

Минуло столетие, и в объявившихся газетах зачастили сообщения о гастроли рующих артистах и наезжавших в город антрепризах. Выделялись заметки «Откровенного театрала».

Другой занятный псевдоним — «Дядя Ваня» — привлек внимание после окончания Гражданской войны. Им подписывал свои обзоры в журнале «Искусство» учитель Федор Алексеевич Васильев. Из них мы черпаем сведения о театральной жизни города в то смутное время.

Двадцатые годы вообще богаты на псевдонимы. О спектаклях пишут «Лорн», «А. Фабр» (возможно, Василий Волгин), «Юр. Стер» (по жизни Юрий Стернин). Встречаются подлинные имена — впоследствии репрессированный Вениамин Вегман, к примеру. На рецензентском поприще подвизался поэт Георгий Вяткин. Все они осели тогда в редакции газеты «Рабочий путь». Журналистская «составляющая» и впредь будет преобладать в омской критике. А аббревиатура «БОЖ» принадлежала Борису Жеребцову, опубликовавшему в Москве перед войной первое исследование по истории сибирскоготеатра. Борис Иннокентьевич Жеребцов погиб на фронте.

Особенно оживились рецензенты к концу двадцатых -когда в городском театре на несколько сезонов обосновалась труппа Бориса Артакова. Материалы о полюбившемся зрителям коллективе следовали в «Рабочем пути» один за другим, но и этого казалось мало. Появился ежемесячный журнал «Омский зритель».

Тридцатые значительно беднее театральными публикациями. И псевдонимы больше не в чести. Иди знай, кто за ними скрывается, — может, враги?..

Всё разительно изменилось в годы войны, изменилось благодаря приезду вахтанговцев, и здесь обязательно надо сказать о журналисте из «Омской правды» Вениамине Шапиро. Его рецензии позволяют по достоинству оценить спектакли эвакуированного коллектива. Не чурался Шапиро и критических суждений. Он тоже погиб на фронте. Вахтанговскую тему в газете продолжил Борис Леонов.

Опускаю какие-то периоды — когда и театр и критика по тем либо иным причинам выглядели бледно. Очередной импульс придали им пятидесятые и особенно шестидесятые годы, когда на смену публикациям, бдительно отслеживавшим, в должной ли мере подоспевшая премьера отзывается на «последние директивы партии и правительства», потянулись материалы, анализирующие работу режиссера, художников, нюансы в игре артистов. Авторами многих из них были Валерий Шорохов и Виктор Калиш.

Оба работали в газете «Молодой сибиряк». Оба отличались умением читать спектакль, доказательно отстаивать свою точку зрения. «Театральная энциклопедия» посчитала необходимым назвать их имена.

Шорохов учился в институте кинематографии, когда его, комсомольского секретаря ВГИКа, изгнали за поддержку студентов, пародировавших «историко-революционные» фильмы. Не успокоился, однако. Появившаяся в «Омской правде» резкая, бескомпромиссная рецензия на постановку «Отелло» в драме наделала много шума. Театр пожаловался в обком партии. Создали комиссию для проверки аргументов возмутителя спокойствия, и та — ура! -согласилась с ними. Кинематограф лишился перспективного сценариста — театр обрел замечательного критика.

СПРАВКА «ВО»

Автор материала Марк Мудрик в канун семид
есятых организовал в Омске секцию театральной критики. Основал и редактировал газету «Омск театральный» (1985-1992). В разные годы вышло несколько его книг о театре. Почетный академик Петровской академии наук и искусств.

Где он сейчас, что он сейчас — неизвестно. На прошлый год пришлось восьмидесятилетие Валерия Васильевича -Омск прошел мимо этой даты не оглянувшись.

Почти одновременно с Шороховым помогли переквалифицироваться из студентов в журналисты Виктору Калишу. Позднее окончит институт театра, музыки и кинематографии, осядет в Москве. И не затеряется в столичном многолюдье. Получит признание как знаток периферийной сцены. Расскажет о ней в книгах. Провожать его в Центральный Дом актера придет масса народу.

Хоронить решат все же в родном городе. Узнав об этом, позвонил в отделение Союза театральных деятелей. Мне сообщили: проститься можно будет в Доме актера. Через неделю объяснят: гражданскую панихиду не провели из-за… ремонта. Небольшая бригада в том 2007-м ремонтировала Дом актера едва ли не весь год. Мало кто из посетителей замечал ее.

Пару лет назад заглянули в Омск московские критики. Узнав у сестры Виктора Яковлевича, где он похоронен, поехали на Старо-Восточное кладбище. Когда рассказал о них очень известной нашей актрисе, она искренно удивилась: «Разве Витя похоронен здесь?.. »

И еще одно имя из семьи шестидесятников — Юрий Шушковский (теперь требуется добавлять: старший). К нему на постановку своей пьесы в театре сельскохозяйственного института приезжал Назым Хикмет. Материалы о спектаклях получались у Юрия Семеновича такими же крепкими, уверенными.

Публикации Шорохова, Калиша и их товарищей обозначили довольно неожиданный для областного города повышенный интерес к рецензентскому делу. В канун семидесятых возникла первая в стране секция критики при отделении театрального общества. Перед очередной его конференцией подсчитают: за два года — 250 публикаций о спектаклях местных и гастролирующих коллективов. Постоянно печатали омичей теперь столичные журналы. Отражение событий, происходивших в театрах, главным образом в драматическом. Он получил звание академического, дважды был отмечен Государственной премией. Иной раз на постановки Якова Киржнера, Артура Хайкина, Геннадия Тростянецкого откликались все три омские газеты.

К ним с некоторых пор присоединилось довольно неожиданное издание — шестнадцатистраничная газета «Омск театральный». Она начала выходить в 1985-м — год в год, едва ли не день в день с объявленной перестройкой. И закончилась вместе с нею. Таких газет в СССР (в отличие от дореволюционной России) не было. Тираж ее поднимался до огромной цифры -25 000 экземпляров. В проекте Закона о реформировании театрального дела запишут: «. распространить на области РСФСР опыт газеты «Омск театральный»».

В самом же Омске кое у кого из рецензентов просматривалась уже своеобразная специализация. Одни предпочитали драматические постановки, другие — детские, кое-кто ориентировался на многочисленные гастролирующие коллективы.

…А Елена Злотина и Вячеслав Карнаухов тяготели к музыкальному жанру. Елена Николаевна вела отдел культуры в «Омской правде», затем — в «Вечёрке». Там ее рецензии и стихи о театре часто соседствовали. Прощался с нею в Доме актера весь театральный и литературный Омск.

У Вячеслава Яковлевича две записи в трудовой книжке также перевешивали остальные, только «Молодой сибиряк» и «Вечёрка». Писал умно, красиво. Его не стало три года назад. Проститься с ним никто из театров не пришел, да и Дом актера на этот раз пребывал в стороне. Объяснение снова нашлось: не член чего-то. Подверстывается к столетней давности словам об Омске петербургского журнала «Сибирские вопросы»: «…Город сослуживцев, зараженных формой, дисциплиной, инстанцией».

Я назвал лишь тех, кого уже нет с нами, назвал в надежде, что меньше станет равнодушных к их памяти. «Приходит память, чтобы многократно перехлестнуть календари обратно». Хочется верить, что строки Роберта Рождественского окажутся пророческими. Тогда уж наверняка соберут под одной обложкой лучшее из написанного его земляками-критиками. Это будет прекрасная книга об омском театре.

ОмскПресс