Взятка с поправками

Политика

Взятка с поправками

9 марта Госдума РФ одобрила в первом чтении предложенные президентом Дмитрием Медведевым поправки в уголовный и административный кодексы, касающиеся ответственности за коррупцию. Среди прочего в правках значится установление в качестве наказания за взяточничество штрафов в размере до стократной суммы взятки, но не более 500 млн руб. Мнения по поводу президентской инициативы не были однозначными: одни считают, что штрафы заменят реальное лишение свободы и позволят крупным коррупционерам откупаться, другие уверены, что для искоренения коррупции необходимо, прежде всего, изменить отношение к ней россиян. Третьи же вообще поддерживают низовую коррупцию, считая ее необходимой в повседневной жизни.

13 января 2011 года на заседании Совета при президенте по противодействию коррупции обсуждался предложенный Дмитрием Медведевым проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс (УК) РФ и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Основным изменением, вызвавшим впоследствии достаточно оживленное обсуждение в обществе, является положение, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы взятки. Ограничение – сумма штрафа не должна превышать 500 млн руб. После заседания помощник президента, начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева разъяснила основные моменты законопроекта.

В настоящее время в соответствии со статьей 290 УК РФ за получение взятки максимальный штраф составляет 1 млн руб., либо он взимается в размере зарплаты или иного дохода осужденного за пять лет. За дачу взятки (статья 291) максимальный штраф составляет 500 тыс. руб. или взимается в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет. При этом существует только два вида взятки — простая (до 150 тыс. руб.) и в крупном размере (свыше 150). Законопроектом предлагается ввести более точное деление: до 25 тыс. — простая взятка, от 25 до 150 тыс. — в значительном размере, от 150 тыс. до 1 млн — в крупном размере и свыше 1 млн — в особо крупном размере. В зависимости от этого соответственно назначается кратный штраф. При этом наказание выбирает суд: он может назначить либо штраф, либо лишение свободы и штраф, но сумма штрафа в этом случае будет меньше, чем в первом случае. Например, за взятку на сумму до 25 тыс. руб. предлагается назначить штраф в размере от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки или лишение свободы на срок до 3 лет вместе со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки. Далее, за взятку в значительном размере (от 25 до 150 тыс.) предусмотрен штраф от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки. Крупный размер (от 150 тыс. до 1 млн) – от 40-кратной до 70-кратной, либо лишение свободы от 3 до 7 лет со штрафом в размере 40-кратной суммы взятки. По особо крупной взятке (свыше 1 млн) — от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки, либо от 8 до 15 лет, с 70-кратным штрафом. В наказание взяткодателям тоже вводятся кратные штрафы – от 15 до 30-кратной суммы. Кроме того, новшеством законопроекта является криминализация посредничества во взяточничестве. Сейчас посредники привлекаются к ответственности как пособники, а предлагается внести самостоятельную статью. За посредничество – «непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере» предусмотрен штраф в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки. По законопроекту предлагается наказывать также за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. За это предусмотрено назначение штрафа в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки, в зависимости от ее размера, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.

Правительство РФ и Верховный Суд дали на законопроект положительные отзывы. Однако в обществе он вызвал бурные дискуссии. Прежде всего, вопросы вызвал установленный для крупных штрафов порог в 500 млн руб. Что, если взятка превышает эту сумму? Кроме того, многим показалось, что приоритет штрафных санкций может, напротив, улучшить условия для крупных коррупционеров, поскольку у чиновников или других лиц, имеющие высокое социальное положение, появится возможность избежать реального лишения свободы, которое для них влечет гораздо большие потери, чем денежные убытки в виде штрафа. Например, упущенное время, связи, испорченная репутация и прочее. Это мнение отчасти разделяет и руководитель Общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов. Он считает, что предложенные меры будут действенны только для так называемой «низовой» коррупции, например, учителей или врачей. «Для них эти суммы будут очень значительными, можно сказать неподъемными. А для работников, выполняющих функции, связанные с государственной службой, государственной безопасностью, например, для чиновников или сотрудников правоохранительных органов, считаю, что необходимо комбинированное наказание — штрафы плюс реальное отбывание срока в тюрьме. Для бизнесменов или участников различных схем откатов реальный срок тоже нужен. Лишение свободы для них – это крест на карьере». Однако парламентарии подчеркивают, что в случае превышения установленного порога штрафа предполагается лишение свободы. При этом окончательное решение о том, какое наказание будет назначено, принимает суд. То есть именно он несет ответственность за справедливость наказания. По словам Кирилла Кабанова, «если у нас будут коррумпированные суды, мы никогда не добьемся каких-либо результатов в этой борьбе».

Между тем, у этой проблемы есть и другая сторона. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева, согласно судебной статистике, «каждый десятый взяточник, осужденный в прошлом году, взял меньше 500 руб. Еще примерно в 30% дел «вознаграждение» составляло от 500 до 3 тыс. руб. И лишь в 1,5% приговоров по взяткам речь шла о сумме свыше 1 млн руб. Причем, в большинстве случаев в деле фигурировал либо врач, либо учитель, либо чиновник низшего звена». Как отмечает корреспондент «Российской газеты», причиной такой статистики может стать то, что «в отчетах правоохранительных органов практически все взятки на одно лицо, поэтому в графе «борьба с коррупцией» рядом могут числиться врач, выписавший за 500 руб. липовый больничный, и большой начальник, дорого продавший свою подпись. А кого легче поймать: мелкую сошку или большого человека? При всем к ним неуважении (правоохранительным органам — ОмскПресс), не они разворовывают страну». Примечательно, что многие участники обсуждения законопроекта вообще выступают против уничтожения «низовой коррупции», поскольку в наше время она позволяет решить многие бытовые вопросы проще – например, «отблагодарить» сантехника за быстрое реагирование на вызов. В связи с этим разработчиками законопроекта сначала рассматривались варианты ограничений, при которых реальное лишение свободы грозило бы лишь при определенных условиях. Например, предлагалось ввести минимальный порог взятки, ниже которого в тюрьму не сажать — 3 тыс. руб. Были также предложения слишком мелкие взятки перевести в разряд административных правонарушений. По аналогии с наказанием за небольшие кражи, за которые уголовное наказание обвиняемому не грозит. Были варианты ввести для взяток так называемую административную преюдикцию: первый раз наказывать по КоАП, второй раз — по уголовному закону. Однако это противоречит международным нормам. Как объяснили корреспонденту «Российской газеты» в Госдуме, европейские правила запрещают исключать коррупционные преступления из УК.

Интересным также является тот факт, что по данным 2010 года за получение взятки штраф назначался лишь в отношении 11% осужденных. Реальный срок получили 26% осужденных. Большее число решений – это условные наказания – 62%. Так же и за дачу взятки: лишение свободы – около 9% осужденных, штраф – 38%, а условно – 52%. В частности, условное наказание нередко назначается как раз чиновникам или другим лицам, имеющим определенный общественный статус. Можно вспомнить нашумевшее дело в отношении теперь уже бывшего генерального директора ОАО «МРСК Сибири» Александра Антропенко, когда, как ранее писал ОмскПресс, за хищение им более 200 млн руб. судом был назначен вместо реального срока условный. Как пишет газета «Ваш ОРЕОЛ» в номере № 9 (633) от 02.03.11, «в приговоре было сказано о «высоком социальном статусе», что и сыграло определенную роль в этом громком деле». Другое дело, связанное с денежными махинациями, рассматривалось в отношении проректора омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) Александра Ширяева и начальника управления экономического развития ОмГПУ Татьяны Филимоновой, которые обвинялись в хищении свыше 3 млн. руб., выделенных вузу министерством иностранных дел России. В этом деле суд приговорил Татьяну Филимонову к 5 годам реального лишения свободы, а Александра Ширяева — к 2 годам 6 месяцам. Правда, позже приговор в отношении г-на Ширяева был изменен на условное, в связи с тяжелым состоянием здоровья осужденного. А в Российском агентстве правовой и судебной информации корреспонденту «Российской газеты» привели такой пример: в одном из регионов страны 60-летняя женщина-врач получила два года колонии поселения за липовый больничный, оцененный в 500 руб. Выходит, что зачастую высокий социальный статус человека в наше время может обеспечить ему «наиболее удобное» наказание. Таким образом, введение кратного штрафа позволяет решить сразу две проблемы: урегулировать справедливость наказания в зависимости от величины взятки, а также ужесточить ответственность крупного взяточника в случае назначения ему условного срока, приплюсовав штраф, превышающий величину взятки в десятки раз.

Между тем, специалисты отмечают, что только увеличением штрафов проблему коррупции в России не решить. К этим мерам необходимы другие значимые изменения. Так, Кирилл Кабанов подчеркивает значение пункта 20 Конвенции ООН, который до сих пор не ратифицирован в России. Речь в нем идет о возможности признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение. По словам г-на Кабанова, ратификация этого пункта позволила бы конфисковывать незаконно нажитое имущество, в том числе активы и счета, которые находятся за границей. «У нас этот пункт не ратифицируют, на мой взгляд, потому, что это не выгодно для многих заинтересованных лиц». Впрочем, как заявил в интервью Коммерсанту руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев, отчасти это условие может быть выполнено: представители ЛДПР в Госдуме будут предлагать ко второму чтению добавить в эту статью (о назначении штрафа в стократном размере — ОмскПресс) полную конфискацию имущества.

В борьбе с коррупцией единогласно отмечается также необходимость выработки жесткой позиции общества. «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной», — отметил в своем послании Дмитрий Медведев. Проблема заключается в том, что, как верно подметил руководитель Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолий Голубев, «среди большинства россиян укоренилось мнение, что лично от каждого из них ничего не зависит, что ни сам он, ни его близкие все равно не могут противостоять вымогательству. В результате, по опросам, почти 80% наших сограждан рассматривают коррупцию как стихийное бедствие, которое невозможно предотвратить и с которым проще примириться». Он утверждает, что ни в одной стране мира ужесточение наказания для взяточников или повышение зарплат еще не приводило к спаду коррупции. «К примеру, у представителей власти большие зарплаты, но они продолжают брать взятки. Беда не в том, что у нас мягкие законы, а в том, что взятки стали образом жизни миллионов наших граждан. Это сидит в их сознании. Кто-то из великих людей сказал: «Чем больше в стране коррупции, тем больше в ней законов». Это про нас», — отметил Анатолий Голубев. «Бороться с коррупцией можно лишь путем ее предотвращения», – добавил он. В качестве механизма борьбы он предложил, например, наказывать за взятки не только того человека, который получил незаконное вознаграждение, но и его начальство, допустившее коррупцию в организации или ведомстве. «Если в доме появляются мыши, то хороший хозяин заводит кота или ставит мышеловки. Мы же просто вешаем над порогом объявление «Мышам вход запрещен». Эффекта от этого никакого», — подытожил Анатолий Голубев. «Для уверенности в том, что общество способно сыграть определенную роль в борьбе с коррупцией ему необходимо, в свою очередь, владение необходимой информацией. Этому способствует, например, механизм политической конкуренции, активное освещение СМИ деятельности чиновников и представителей власти, а также работа общественных организаций», — отмечает Кирилл Кабанов. С помощью них образуется определенная прозрачность, общество получает доступ к информации для дальнейшего анализа и формирования отношения к тем или иным фактам. Это касается и коррупции.

Между тем, в индексе восприятия коррупции в разных странах мира, который составляет организация Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных. Это место с Россией делят Папуа-Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау.

По данным Антикоррупционного Совета Омской области, количество обращений граждан с каждым годом увеличивается. Так, в 2009 году было зарегистрировано чуть более 400 жалоб, в 2010-м – 500, а за период с января по март текущего года их насчитывается уже около 100. По сведениям, предоставленным Межрегиональной общественной организацией «Комитет по борьбе с коррупцией» 69% обращений, зафиксированных в прошлом году в Омской области – это жалобы на коррупцию в правоохранительных органах, 24% – на работников сферы ЖКХ, 7% – на представителей муниципальной и региональной власти.

Взятка с поправками

Александр Мясников, депутат Омского городского Совета: «Мне не совсем понятен механизм исполнения наказания: допустим, назначили стократный штраф, а где осужденный будет брать эти деньги? Скорее всего, из полученных ранее взяток или тех, которые возьмет после, ведь не исключено, что он будет продолжать брать взятки. На мой взгляд, более действенной мерой была бы конфискация имущества, в счет уплаты штрафа. А так это напоминает своеобразный откуп или «взятку государству» за отпущение «грехов».

Взятка с поправками

Юрий Чащин, владелец сети магазинов и кафе «Провиант»: «Я не считаю, что это идеальные меры, конфискацию имущества стоило бы добавить. Но в целом увеличение штрафов — правильное решение. Был учтен опыт других стран. Например, в некоторых государствах введены огромные штрафы на курение в общественных местах, могу сказать по своему опыту – это очень действенно. А в странах, где установлены очень высокие штрафы за нарушение правил дорожного движения гораздо меньше автомобильных аварий. Особенно удачным считаю решение привлекать к ответственности посредников, поскольку крупные коррупционеры в своих махинациях, как правило, прибегают к помощи третьих лиц».

Взятка с поправками

Дмитрий Шадрин, генеральный директор торговой группы «Наш магазин», депутат Омского городского Совета: «Для искоренения коррупции требуется длительный процесс «лечения» и обучения россиян относиться к взяточничеству иначе, чем сейчас. А когда серьезные проблемы пытаются решить быстрыми способами — мол, введем большие штрафы и коррупции не будет, или, например, заменим «милицию» на «полицию», или запретим употреблять алкоголь после 10 вечера, — и сразу проблемы исчезнут, — так не бывает. Это все только видимость активной деятельности, но по сути малодейственные шаги, нужна система мер и длительное время».

ОмскПресс