Клинический случай. Регион «не дорос» до нового закона об ОМС

Общество

Клинический случай. Регион «не дорос» до нового закона об ОМС

Полный переход Омской области к новому закону об обязательном медицинском страховании (ОМС) отложен до 2012 года. До этого времени финансирование системы здравоохранения останется, по словам специалистов, «многоступенчатым, сложным и неповоротливым», что оставляет место для различных политических спекуляций на тему «нецелевого использования средств».

Новая редакция закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» была принята в конце прошлого года и сразу стала широко обсуждаться в обществе. Среди основных положений нового документа -возможность гражданина самостоятельно выбирать страховую компанию, лечебное учреждение и врача. Законом гарантировано получение медицинской помощи владельцами полиса ОМС во всех клиниках — участниках программы, а не только по месту официальной регистрации. Плюсы и минусы новой системы омичи смогут ощутить на себе уже в мае. Именно с этого времени они смогут получить единый электронный полис, не требующий замены при смене страховой медицинской организации или места жительства.

Одноканальное финансирование

Есть в законе нововведения не менее важные, хоть они коснутся граждан не напрямую, а опосредованно. Речь идет о внедрении так называемого «одноканального» финансирования медицинских организаций, которые смогут за счет средств фонда ОМС покрыть практически все свои расходы. Принципиальное условие одно -деятельность, которую предполагается вести на деньги фонда, должна быть прописана в уставе лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). По общему мнению специалистов, такая система повысит управляемость ресурсами, а главное — позволит обеспечить доступную и действительно эффективную медпомощь. Однако в отличие от коллег из Томской и Тюменской областей, врачам Омской области внедрение новой схемы предстоит ждать еще минимум год, поскольку региональный минздрав оказался к ней не готов. И пока из денег, полученных медучреждениями от страховых компаний за оказанную помощь, можно финансировать только оплату труда, приобретение медикаментов, питание пациентов в стационаре, закупку мягкого инвентаря и медикаментов, оплату анализов в других учреждениях. Всего пять статей расходов. Понятно, что на самом деле расходов у медучреждений много больше. Для нормальной деятельности они должны приобретать и обслуживать медоборудование, закупать мебель и хозтовары, ремонтировать здание и помещения, проводить обучение работников — список можно продолжать долго. Все это предполагается оплачивать из других источников: либо из бюджета, либо за счет доходов от платных услуг и добровольного медстрахования.

В чём проблема?

Многоканальная схема, возможно, устраивает чиновников Минздрава, но, по мнению специалистов на местах, является «сложной и неповоротливой». «После печально известного пожара в Андреевском психоневрологическом интернате (произошёл 24 ноября 2010 года в Омском районе. Погибли три пациентки. — Ред.) к нам пришли проверяющие из Госпожнадзора и потребовали срочно заменить пожарную сигнализацию. Если бы я стала ждать денег из бюджета, поликлинику пришлось бы временно закрыть, — пояснила суть претензий к существующей схеме главный врач одного из городских ЛПУ и добавила: — Мы предпочли оплатить замену сигнализации из средств ОМС, а после компенсировать эти затраты».

Однако подобные действия формально являются нарушением финансовой дисциплины, что и стало причиной недавних резких высказываний главы региона. «Это не просто 250 абстрактных миллионов рублей. Это лекарства, оборудование. Это не 25 млн и не 2,5 тысячи, а едва ли не четверть всего Фонда ОМС. Мы вынуждены будем этот вопрос обсуждать на заседании правительства, — сказал губернатор на заседании областного Законодательного собрания, после чего депутаты отказались рассматривать бюджет Территориального фонда ОМС без предварительной прокурорской проверки.

Омская практика

Один из членов правления фонда депутат Законодательного собрания Андрей АЛЁХИН не видит судебных перспектив у такой проверки, поскольку «не было никаких корыстных действий со стороны медиков». Еще более определенно высказался председатель городской контрольно-счётной палаты (КСП) Алексей ВИНОКУРОВ:

— У нас на региональном уровне принято только пять статей расходов, но это еще не говорит о том, что, используя средства ОМС на другие нужды, муниципальные ЛПУ нарушили Федеральный закон. Обязанность надлежащего содержания собственных помещений, проведение в них своевременных ремонтов — это уставная деятельность предприятия. Поэтому выделение денег на ремонт нельзя назвать нецелевым использованием средств, это использование средств не в соответствии с утвержденным тарифом. Просто при утверждении тарифов не надо ограничиваться пятью статьями. И трудно сказать, почему в Омской области сложилась такая практика. Из общения с коллегами из других регионов удалось выяснить, что у них такого нет, — заявил председатель КСП.

«Социально направленный» областной бюджет в 2011 году готов отчислять в фонд ОМС менее 1,5 тыс. рублей за каждого неработающего омича, в то время как в среднем по России эти выплаты еще в прошлом году составили 3 тыс. рублей. Из-за мизерных платежей хронический дефицит средств фонда ОМС сохранится. Региональный минздрав, а по большому счету — облправительство, оказался не способен обеспечить переход омской медицины на прозрачную и понятную схему финансирования, продекларированную Федеральным законом. И пока там предпочитают лишь искать крайних, классически перекладывая проблему «с больной головы на здоровую».

КОММЕНТАРИЙ

 Юрий ФИЛАТОВ, главный врач МСЧ № 4, депутат Омского горсовета:

— Принятая в Омской области структура тарифа ОМС несовершенна. Оказывается, приобретение кроватей для тяжелобольных — это «нецелевое использование средств». Переход на казначейское исполнение исключит возможность таких обвинений, но не снимет ряд острых вопросов. Ведь нарекания пациентов на неудобства, неухоженность, отсутствие необходимого оборудования во многом справедливы, а оперативно решать такие вопросы мы, к сожалению, пока не можем.

КОММЕНТАРИЙ

 Василий МАМОНТОВ, главный врач горбольницы № 1, депутат Омского горсовета:

— Жаль, что Омская область пока оказалась не готова к переходу на одноканальное финансирование. Существующая система крайне неповоротлива. Чтобы заменить или отремонтировать неожиданно вышедший из строя дорогостоящий рентген-аппарат, мы должны идти по цепочке: департамент здравоохранения — департамент финансов -горсовет. В итоге могли пройти недели и месяцы, но больные ж не могут ждать! Ради оперативности врачи иногда шли на использование денег ОМС «по факту», рискуя получить «по шапке».

КОММЕНТАРИЙ

Владимир СПИНОВ, главный врач поликлиники № 4, депутат Омского горсовета:

— Конечно, переход на одноканальное финансирование стал бы благом для всей омской медицины. Считаю, что все средства — деньги ОМС, бюджетные деньги, доходы от хозрасчетной деятельности — должны быть использованы в целях обеспечения уставной деятельности лечебного учреждения. В этом случае главному врачу будет проще определить экономическую тактику, что скажется на общей эффективности учреждения, доступности и своевременности медпомощи. Существующая структура тарифов ОМС в этом плане сильно ограничена.

ОмскПресс