Сначала он влюбился в голос, а потом всю жизнь рисовал её васильковые глаза

Культура

Сначала он влюбился в голос,  а потом всю жизнь рисовал её васильковые глаза

Жена Михаила Врубеля Надежда не была красавицей, но пленила его сердце с первой встречи. Костюмы и грим со дня венчания для Надежды Забелы-Врубель создавал только ее муж. Именно она вдохновляла художника на написание лучших в его творчестве картин.

Услышать голос и влюбиться

Идеал красоты всегда формировался модой и культивировался общественным мнением. А тонко чувствующие красоту художники порой выбирали других женщин, которых мало кто назвал бы красавицами, но для них избранница была идеалом. Они видели истинную красоту этих женщин, которые становились спутницами жизни и неизменными музами. О такой музе рассказала Юлия ЛОПАТКИНА, заведующая отделом просвещения Музея имени Врубеля.

Музой знаменитого художника стала жена — певица Надежда Забела-Врубель. В марте исполняется 155 лет со дня рождения художника, для которого главным в облике женщины были ее глаза.

До встречи с будущей супругой у Врубеля была трагическая и безответная любовь к замужней женщине Эмилии Праховой. В Киеве эта дама была известна, устраивала приемы, вела беседы о политике и искусстве наравне с мужчинами. Безответная любовь к знаменитой жене своего заказчика для юного художника вылилась в написание прежде невиданного образа Богоматери. Это было лицо конкретной женщины, которую все в городе знали. И это было лицо с огромными тоскующими глазами. По мере написания лика Богоматери художник увеличивал и увеличивал эти глаза, приписывая им все большую тоску.

Трагическая любовь сменилась богемной жизнью, Врубеля окружали цирковые танцовщицы и цыганки, чей образ потом появился на картине, изображающей роковую красотку. Во времена Врубеля сердца волновала опера «Кармен» и идеалом была жгучая брюнетка с испанской страстью во взгляде. Такую женщину рисовал и Серов, ближайший друг и соратник Михаила Александровича, и Коровин.

Жена Врубеля роковой красоткой не была, но сердце его пленила с первой встречи. Есть легенда — а говорят, так оно и было на самом деле, — что художник сначала услышал голос Надежды Ивановны и лишь потом ее увидел. И будто бы сначала влюбился в этот голос. Врубеля пригласили рисовать декорации в московской частной опере мецената Мамонтова. И он как раз трудился за кулисами, когда Забела репетировала. Голос, которым восхищались Римский-Корсаков и Гнесин, поразил художника. Он в первые же дни признался ей в любви, а через неделю уже состоялось венчание. Оба были люди искусства, и оба тонко чувствовали друг друга. Врубель говорил: «Все певицы поют как птицы, а моя Надя — как человек».

Не эталон, но идеал

Общество не считало Надежду Забелу-Врубель эталоном женской красоты, но когда она выходила на сцену… Ее широко расставленные выразительные глаза, очень гибкая, плавная фигура, тонкие изящные руки, то, как она пела, — все это вызывало восторг зрителей, являясь воплощенной женственностью. Костюмы и грим со дня венчания для актрисы создавал только муж. Многие говорили, что костюмы эти были неудобные, но в них она блистала. Конечно, жена вдохновляла художника на написание лучших в его творчестве картин. Пожалуй, самый лиричный портрет кисти Врубеля — это его супруга среди берез. Надежда улыбается (а улыбка героям врубелевских картин ой как несвойственна!), образ очень светлый — и бездонные васильковые глаза.

У всех женщин на картинах художника — огромность глаз, прячущих какую-то тайну. Даже у маленькой девочки на фоне персидского ковра глаза переливаются, будто камни-самоцветы. И в этих глазах ценитель прекрасного видел истинное женское очарование. И неважно для него — блондинка или брюнетка, бледная или загорелая. Взгляните на любую картину Врубеля, будь то знаменитая «Царевна Лебедь» или панно «Испания». Женские образы такие разные, но акцент в них сделан на глаза. Быть может, потому что именно в них кроется душа?

ОмскПресс