Собрали уникальные коллекции сотрудники музея «Искусство Омска»

Культура

Собрали уникальные коллекции сотрудники музея «Искусство Омска»

Здесь любовно собирают и изучают по всем правилам науки рисунки четырехлетних малышей. Музейщики надеются заполучить в коллекцию платья, сшитые руками студентов. Всё это удалось собрать городскому музею «Искусство Омска» за двадцать лет своего существования.

Идея масштабам не помеха

21 февраля 1991 года было подписано распоряжение № 75 о создании городского музея «Искусство Омска». И вот уже 20 лет живет детище Владимира ЧИРКОВА, основателя ГМИО, ныне работающего здесь на должности заместителя директора по научной работе. В приоритетах -местное изобразительное искусство во всех его проявлениях, история Омска художественного. И идее этой нет аналогов во всей стране.

В юбилейный год над музеем задул долгожданный ветер перемен: переезд из старого, ремонтируемого в новое здание в Омской крепости, где планируется создать большой музейный центр.

— Под экспозиционно-выставочные площади нам будет отведено 800 квадратных метров, -говорит директор городского музея «Искусство Омска» Лариса ТИМКОВА. — Постоянную экспозицию (живопись, графика, объектное искусство, фотографии и негативы послевоенного Омска) планируется разместить на втором этаже. На первом расположатся выставочные залы, где мы будем реализовывать свои проекты. Идеи этих проектов родились уже давно и ждали только своего пространства.

И хотя в приоритетах музея ориентация на местное искусство, но в связи с переездом в крепость, которая должна будет стать туристическим центром, выставочное пространство в 400 кв. метров даст свободу и позволит постоянно принимать посетителей. Можно будет и региональные выставки проводить, и работы иногородних и зарубежных художников экспонировать. Да и в проектах больших музеев страны поучаствовать.

Соблюдайте градус!

Говорят, ремонт и переезд для любого человека — настоящее испытание, хлопотное дело. Когда переезжает целый музей, хлопот не меньше. Ведь каждый экспонат надо доставить в целости и сохранности. Для этого создается комиссия, которая упаковывает собрание фондов музея в специальные ящики. За процессом следит реставратор: каждый экспонат должен быть упакован по правилам, так, чтобы не повредился при транспортировке. И в каждый ящик кладется упаковочный акт с полной описью: не дай бог, что-то потеряется! Везет всё машина с хорошей амортизацией и соблюдением температурно-влажностного режима, в сопровождении работников музея.

— В случае с переездом музея «Искусство Омска», скорее всего, ситуация будет несколько проще, все будет не так жестко, — говорит директор. — Расстояние ведь не такое дальнее, как при междугородных перевозках. Но определенные правила соблюдать, конечно, придется.

Это новая ступень в жизни музея, и я понимаю, что перемена произойдет резко — и всё будет по-другому.

Научный подход к калякам-малякам

Перевозить придется много. В собрании музея — 20 тысяч экспонатов. И собирает «Искусство Омска» то, чего в фондах других местных музеев не найдете. Например, никто не комплектует фонды за счет объектного искусства. Объект находится на грани между скульптурой и декоративно-прикладным искусством, не относясь ни к одному из перечисленных. Объект создается из самых разных материалов, из сочетания материалов и несет концептуальный смысл, заложенный художником. Объектное искусство музеи почти не собирают. А «Искусство Омска» — собирает. В его коллекции есть все виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное, скульптура.

На открытии выставки «Костюм как искусство. Сезон-2011» в Музее имени Врубеля основатель ГМИО Владимир Чирков искренне восхищался творчеством студентов-дизайнеров и сказал, что музей «Искусство Омска» был бы счастлив увидеть их работы в музейном собрании.

— Есть такая практика. Например, как работает Британский совет, представляющий собой музейно-просветительское объединение? — приводит пример Лариса Тимкова. — Он собирает работы еще неизвестных молодых британских авторов, говоря: «Сейчас мы можем купить эти работы недорого. Когда художник прославится, его творчество будет стоить баснословных денег. А у нас в коллекции оно уже есть». Наш музей точно так же делает шаг вперед, кроме того, нам интересно, чем живет творческая молодежь. И лучшие работы попадают в музейное собрание уже сейчас.

Один из особенных, не вст
речающихся в других музеях интересов ГМИО — детский спонтанный рисунок. Существует мнение, что школы искусств, пытаясь упорядочить творческие процессы, иногда даже лишают детский рисунок наивной прелести и художественного порыва. Потому-то спонтанный рисунок — пожалуй, и есть самое интересное. У собранной и до сих пор собираемой коллекции детских рисунков есть и научное обоснование, и критерии отбора экспонатов. Так что необязательно быть профессиональным художником или студентом института сервиса, чтобы твои работы попали в фонды музея и их увидели современники и потомки. Можно быть просто увлеченным ребенком с перепачканными акварелью руками.

Быстро растущий ровесник

Двадцатилетний юбилей в этом году отмечает и друг городского музея «Искусство Омска» — дом-музей Кондратия Белова. За 20 лет удалось совершить невероятное: фонд увеличился в восемь раз! Как рассказал директор музея Владимир БЕЛОВ, внук знаменитого художника, начинался музей со 100 работ его дедушки, теперь же в собрании музея насчитывается 800 экспонатов. Конечно, сейчас в коллекции музея не только картины Кондратия Белова, есть и работы современных омских мастеров. Но основная масса экспонатов, в том числе архивные документы и работы Станислава Кондратьевича Белова, все же была подарена семьей художника.

ОмскПресс