Ищут «блох» на этикетках коллекционеры-бирофилы

Культура

Ищут «блох» на этикетках коллекционеры-бирофилы

В историко-краеведческом музее стартовал совместный проект Омска, Екатеринбурга и Петербурга — выставка «Пивоварение: Урал, Сибирь и Европа. Сквозь призму столетий». Организаторы и участники выставки уверены: по рекламным плакатам и этикеткам от бутылок можно изучать историю и культурологию.

«Блохастые» этикетки

У коллекционеров пивной атрибутики, как у нумизматов и филателистов, есть собственное имя — бирофилы. Эти люди видят то, на чем простой обывательский взгляд и не остановится. Сползшая при типографской печати буква, дополнительная медалька, другой номер партии — и две на первый взгляд одинаковые этикетки уже становятся разными экспонатами.

— Эти отличия на сленге коллекционеров называются «блохи», -объяснил руководитель экскурсионно-выставочнои группы из Санкт-Петербурга Юрий КАТУНИН. — Так что поиск «блох» — обычное для бирофилов занятие!

Одним из омских бирофилов, как оказалось, был народный артист РСФСР Ножери Чонишвили, имя которого носит омский Дом актера. Обнаружилось это пристрастие случайно.

— Работая над выставкой, я с удивлением узнал, что знаменитый актер был страстным коллекционером пивных этикеток, — рассказал заместитель директора историко-краеведческого музея Юрий ТРОФИМОВ. — Среди его личного фонда, хранящегося в нашем музее, обнаружился альбом. В этом альбоме собрано более 200 этикеток, и география коллекции довольно широкая. Представлены все союзные республики бывшего СССР, ближнее зарубежье, страны соцлагеря: Чехословакия, Болгария, Венгрия, ГДР… Видимо, народный артист привозил их с гастролей, а быть может, этикетки ему дарили друзья, знавшие о его увлечении.

В конфетной вазочке -эпоха перемен

Директор уральского участника выставки — екатеринбургского музея этикетки Алла КУЗНЕЦОВА уверена: по этикеткам и даже конфетным фантикам можно изучать историю. Екатеринбургский музей проводил целый цикл выставок «История России в этикетке». Оказалось, что начиная с XIX века на этикетках, фантиках и обертках отражены все важные события: Первая мировая война, отмена крепостного права и т. д. Изображаются исторические деятели, писатели и герои произведений, целые театральные постановки.

— Правда, некоторым этикеткам не всегда можно «верить на слово», -улыбается Алла Кузнецова. – Иные купцы для придания своему товару солидности рисовали вымышленные монограммы: пиво это изготовил барон или граф такой-то, иностранец Василий Петров. Достаточно много было выдумки в дореволюционной рекламе. Например, очень престижно было, когда на этикетке помещалось изображение фабрики или завода, где изготовлен товар. Но такой фабрики, как на картинке, в реальности не существовало: купцы для большего пафоса заказывали художнику изобразить здание посолиднее.

Ручная работа целой артели

Дореволюционные этикетки -экспонат не только исторический, но и художественный. Все рисовалось вручную. Состоятельные купцы держали при заводике целую артель художников. Когда появилась первая возможность тиражирования, то печать была сначала в один цвет. Вот художники и раскрашивали этикетки. Но оригинал, с которого печатали весь тираж, все равно рисовался вручную.

Эта технология относится и к рекламным плакатам, прекрасные образцы которых представлены на выставке.

В плакатах, нарисованных вручную, видна душа художника. Они не похожи на однотипную рекламу, склеенную по шаблонам из векторных картинок, скачанных из Интернета. На плакатах — целая история искусства: и классика, и соцреализм, и модерн. Отыскиваются подобные экспонаты порой в библиотеках, на забытых полках. Среди российских — в основном московские да петербургские. Остальные еще только предстоит разыскать.

ОмскПресс