«Ударный» повернет вспять молочные реки

Агрокомплекс «Ударный» планирует организовать собственную сеть автолавок по продаже молока.

Одно из крупнейших крестьянских хозяйств Омской области – ООО «Агрокомплекс «Ударный» – собирается полностью уйти от продажи своего молока крупным производителям молочной продукции. Доводить продукцию до розничного покупателя предприятие будет самостоятельно с помощью сети специальных автолавок. О намерении в ближайшее время заняться розницей уже заявили и другие крупные игроки на рынке. Таким способом аграрии намереваются оградить себя от слишком низкой закупочной цены на молоко и практически вдвое повысить объем выручки.
      Как сообщил в минувший вторник гендиректор ООО «Агрокомплекс «Ударный» (Горьковский район Омской области, специализируется на производстве мяса, молока и зерна) Сергей Головачев, его предприятие собирается выкупить в Омской области существующий молочный завод и к 2010 году увеличить производство молока с 6 до 15 тонн в день. Для сбыта своей продукции «Ударный» будет использовать передвижные автолавки вдобавок к существующей сети из 23 стационарных магазинов на омских рынках.
     – Мы провели переговоры с Нижним Новгородом о покупке 10 передвижных автолавок для продажи молока, – сообщил Сергей Головачев. – Речь идет не о молоковозах, а о закрытых фургонах, в которых будут установлены титаны для молока и холодильные витрины с другой молочной продукцией. С помощью их мы сможем день торговать на одном рынке, а в другой день – на другом, в зависимости от потребности. Таким образом, несмотря на то, что цена будет ниже, чем в сетях, мы сможем повысить нашу выручку в два раза. Инвестиции в проект составят около 12 млн рублей.
      Сейчас же, по данным Сергея Головачева, производители практически вынуждены ориен тироваться на двух крупных производителей – ООО «Манрос-М» и ОАО «Любинский молочно-консервный комбинат», которые устанавливают очень низкую закупочную стоимость на молоко. Как удалось выяснить «Обозревателю» путем опроса омских сельхозпроизводителей, молочные заводы покупают у заготовителей молоко по цене от 8 до 10 рублей за литр. При этом в сети оно попадает уже по 18–19 рублей за литр, которые добавляют к стоимости еще 2–3 рубля. Несмотря на и без того низкую цену, в ближайшее время ожидается очередное понижение цены на молочное сырье.
     – В принципе существующая цена нас удовлетворяет, – рассказал «Обозревателю» генеральный директор ЗАО «Нива» (производит 30 тонн молока в день) Владимир Пушкарев, – но так как прошла информация о ее снижении, мы обязательно будем предпринимать что-нибудь подобное в ближайшее время. Схем существует сейчас довольно много. Мы уже имели опыт по продаже своей продукции с молоковозов, но сейчас рынок требует чего-то более солидного.
      Впрочем, по словам Владимира Пушкарева, его предприятию вряд ли удастся сразу полностью, как «Ударному», отказаться от поставок продукции на крупные молзаводы. Переработчики молока к такой перспективе отнеслись спокойно.
     – «Ударный» не является нашим поставщиком, так что «Манрос» не теряет ничего,– говорит представитель компании ОАО «Вимм-Билль-Данн» (владеет в Омске крупнейшим за Уралом заводом по переработке молока «Манрос-М») по Сибири и Дальнему Востоку Антон Калтыгин. – Среднюю цену молока как сырья устанавливает рынок в целом, и 15 тонн в день – недостаточно большой объем, чтобы на него повлиять. Это всего лишь около 2% от всего произведенного в области молока. Торговля молоком на разлив не случайно давно прекратилась в крупных городах – очень сложно выполнить требования к качеству и безопасности. Если это все же удастся, разливное питьевое молоко по себестоимости будет почти таким же, как упакованное в пленку «финпак». То есть потребитель не получит никакой выгоды, скорее, даже окажется в проигрыше – разливное молоко портится быстрее. Кроме того, в условиях Сибири будут проблемы с логистикой из-за сильного перепада температур.
      По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в настоящий момент в среднем по России наценка переработчика молока составляет более 80%. Что касается рентабельности в цепочке производитель – переработчик – торговая сеть, то она распределяется следующим образом: производитель молока 14–16%, переработчик молока 3–5%
, торговая сеть 1–3%.
      Как сообщил Сергей Головачев, ООО «Агрокомплекс «Ударный» планирует закупить автолавки до конца 2009 года.
     
      СПРАВКА
      ООО «Агрокомплекс «Ударный» было создано в 2004 году путем слияния трех хозяйств в Горьковском районе Омской области (ООО «Рассвет» в поселке Ударный, СПК «Заря» в поселке Крюковка и СПК «Романенко» в поселке Октябрьский). Валовая выручка 187 млн 725 тысяч рублей в год. Из них 110 млн 324 тысяч рублей приходится на животноводство и 77 млн 399 тысяч рублей на растениеводство. Валовая прибыль предприятия в 2008 году – 43 млн 126 тысяч рублей.

ОмскПресс