Открыли шкатулку с секретами

Общество

Открыли шкатулку с секретами

В театре «Арлекин» готовится к постановке спектакль «Ревизор». Премьера гоголевской комедии запланирована на 11 марта. Артисты, в том числе и кукольные, уже вовсю репетируют. Об особенностях, характерах и способностях артистов-кукол «Вечёрке» рассказала главный художник театра «Арлекин» Ольга ВЕРЁВКИНА.

Зритель не заметит подмены

Для спектакля «Ревизор» были сделаны планшетные куклы, и только одна — марионетка. Что такое марионетки, знают многие. Тростевые — тоже вполне понятно: персонажи театральных историй управляются палочками-тростями. А что такое этот секретный «планшет», от которого происходит название планшетной куклы? Оказывается, у такой куклы действительно есть свой секрет. И заключается он в том, что если в случае с марионеткой или тростевой куклой можно добиться эффекта отсутствия артиста (он за ширмой, к примеру), то в случае с планшетной -никогда. Зрители всегда будут видеть кукловода.

— Планшет — это, в принципе, любая поверхность: сцена, стол, помост, — объяснила происхождение названия Ольга Верёвкина. — Любая поверхность, на которой артист может работать с куклой. У планшетной куклы могут быть совершенно разные механизмы управления: рукоятки, машинки внутри, специальные приспособления в спине. Кукла может поворачиваться в поясе, открывать и закрывать глаза, вытягивать шею, двигать ногами -всё зависит от конкретных её задач как артиста.

Оказывается, от режиссерских задач зависит не только то, какими куклы будут: марионетками, тростевыми, планшетными, — но и то, сколько их будет. Если в спектакле пять действующих лиц, это вовсе не означает, что художник сделает пять кукол. Их может оказаться и десять, и пятнадцать. Все дело в том, что кукольных артистов очень сложно переодевать. А ритм спектакля насыщенный, все кукловоды заняты на сцене, и за кулисами некому отвязывать марионеткам веревочки, переодевать и привязывать снова. Поэтому проще сделать несколько кукол, представляющих один персонаж, но в разной одежде. Такие куклы называются «дубли». Иногда художнику приходится делать не просто дубли, а целые конструкции из кукол.

— Мы работали над спектаклем «Золушка» по Евгению Шварцу, -рассказала Ольга Верёвкина. -Там есть знаменитая сцена, когда волшебник исполняет желания и Принц с Золушкой уединяются. И режиссер решил, что герои должны плыть по пруду в ладье. Специально для этой сцены делался некий объект: объемная ладья, в которой сидят две куколки, а снизу еще прикреплено плоское отражение. И создавалось ощущение, что ладья действительно плывет по пруду, отражаясь в воде. В этом же спектакле мы делали «крупный план», как в кино. Возникали крупные полуфигуры Золушки и Принца, и каждый зритель мог увидеть, как они смотрят друг на друга, разглядеть детали их костюмов.

Приходится делать и дубли, когда для одного и того же персонажа необходимы разные механизмы управления. Например, в спектакле «Ромео и Джульетта» главные герои — марионетки. А вот в сцене на балконе Джульетта уже тростевая. Все дело в том, что марионетка не будет стоять над головой артиста, она просто-

напросто обвиснет. А тростевая кукла сможет. Вот только пластика у марионетки и тростевой различается, одни и те же движения у них получаются по-разному. А зритель не должен заметить подмены персонажа — и в этом уже профессиональная задача артиста.

Сделайте Хлестакову носочек!

Очень редко случается в театре, что куклу от начала и до конца делает один мастер. Как правило, работает большая группа художников. Главный художник вместе с режиссером обсуждает будущий мир спектакля, характеры и особенности персонажей. Затем делает эскиз, прорисовывает черты лица персонажа, детали костюма. После этого делается габаритный чертеж, на котором просчитывается все: рост, вес будущей куклы, соотношение длины рук и ног и т. д. Каждая кукла делается под конкретного артиста, и учитываются особенности роста и руки кукловода. Потом художник создает образ из пластилина: на этом мягком материале проще исправить ошибки, вот почему сразу из дерева куклу не делают.

Ориентируясь на модель из пластилина, из дерева вырезают руки, ноги и голову персонажа. Голова, кстати, иногда лепится из папье-маше — если кукла большая по размеру и необходимо соблюсти баланс по весу. Потом к работе приступают механики. Именно они соединяют части тела куколки, разрабатывают ее суставчики в соответствии с задачами куклы. В готовящемся спектакле «Ревизор» единственная марионетка — это господин Хлестаков, воздушный, столичный, такой непохожий на планшетных жителей уездного города. И по задумке, есть у этой куклы такая особенность, которую марионеткам обычно не делают: он должен тянуть носочек. Сел — и изящно его вытянул. Сделать движения Хлестакова естественными, манерными, изящными — как раз задача механиков. После механиков приступают к работе пошивочный цех и бутафорский: куколку одевают, ей расписывают лицо, приклеивают волосы, делают прическу.

— В куклах для «Ревизора» мы впервые попробовали войлок в одежде, — добавила главный художник театра. — Тут даже другой принцип одевания куклы: мы не шили костюмы, а обтягивали войлоком скульптуры. Выкраивали отдельно рукава, детали и наклеивали их на куклу, иногда где-то подшивали. Прелесть еще в том, что детали не надо обрабатывать, а фактура хорошая, очень приятная на ощупь. Я думаю, что наш эксперимент с войлоком удался. Иногда очень трудно, создавая театральную куклу, передать зрителю какое-то ощущение. И мне кажется, что если бы мы полностью шили героям все эти костюмчики, сюртуки, персонажи получились бы очень неправдоподобными, сувенирными куклами. А войлок -живой материал. Он очень теплый, очень фактурный. Издалека кажется, что на городничем мундир из хорошего сукна. И вот это сукно дает ощущение правды жизни, тепла. Кукла за счет этого приобретает собственную жизнь.

Краем глаза мне удалось увидеть сделанных художниками кукол для нового спектакля. Действительно, одетые в войлок персонажи — как славный оживший мультфильм. И самое интересное, из войлока сделаны не только мундиры чиновников города N, но и бальные платья, и даже прически дам! А еще в теле каждой куклы «Ревизора» есть маленький ящичек, куда она прячет свой секрет. Кто какой — об этом мы узнаем только на премьере: и так уже раскрылось много секретов из жизни театральных кукол. Пусть хоть что-то останется на потом.

ОмскПресс