Эдуард УРАКОВ: «Любовь всей жизни — куклы!»

Общество

Эдуард УРАКОВ: «Любовь всей жизни - куклы!»

В минувшее воскресенье заслуженный артист России Эдуард УРАКОВ отметил своё 70-летие. А завтра состоится премьера спектакля-игры «Сказка о глупом мышонке», режиссёром которого выступил знаменитый кукольник. Влюблённый в театр Эдуард Семёнович не мог поступиться репетицией ради дня рождения, пусть даже и юбилейного.

Ура, приняли в банду!

В его трудовой книжке только одна запись: «Омский театр кукол». В 17 лет Ураков пришел в театр монтировщиком декораций… и не ушел до сих пор. Казалось бы, откуда в мальчишке взялась такая преданная, на всю жизнь, любовь к куклам?

— Для меня любовь к куклам — это любовь к театру, — улыбается легенда омской сцены. — Сколько себя помню, всегда меня тянуло на сцену. Занимался чем угодно, лишь бы выступать: и стихи читал, и акробатические трюки выделывал, и сценарии писал, и концерты вел. Сцена — это все для меня.

Случилось так, что 17-летнему Эдуарду пришлось кормить семью, зарабатывать на жизнь. Знакомые устроили в театр кукол монтировать декорации. И первый же спектакль его заворожил. Наверное, неслучайно он назывался «Рубашка счастья». Юному монтировщику именно счастье свалилось на голову — он смог не только наблюдать чародейство артистов за ширмой, но и сам в нем поучаствовать!

В одной сцене было много разбойников, артистов не хватало, и режиссер предложил Уракову поучаствовать в массовке.

— В той сцене разбойники пели свою залихватскую песню. Я кричал ее громче всех! — смеется Эдуард Семенович. — Я стоял на сцене в толпе артистов, играл какую-то ерунду, и от этого такой невообразимый кайф испытывал! Меня надо было постоянно сдерживать. Знаете, что больше всего меня тогда в театре поразило? Ну, взяли меня на работу, сказали: декорации ставить здесь. Я принес, поставил декорацию. И вдруг эти люди, с которыми я только что разговаривал, берут кукол, и я не узнаю своих собеседников. Они ли-це-дей-ству-ют. Это меня заворожило. Я влюбился и в артистов, и в сам жанр кукольного театра. Для меня в кукольном театре, в сказке скрыта самая суть проявления человеческих взаимоотношений.

Поиск длиною в жизнь

Кукольное лицедейство приворожило Уракова навсегда. И продолжает удивлять до сих пор. Он говорит, что, несмотря на свой полувековой опыт, не считает себя учителем:

—           Мне бы хотелось больше сказать, что я ученик. Для меня каждый кем-то точно сыгранный эпизод, не говоря уже о роли, становится открытием — и так хочется научиться! Конечно, много было случаев, когда молодые артисты подходили, благодарили за опыт, подсказки. Но мне кажется, это нормальное состояние опытного актера. Продолжать учиться — вот в этом есть театр.

Каждая роль для знаменитого кукольника — это белый лист. И от опыта в работе над ролью никуда не денешься: он иногда помогает, а иногда и мешает. Особенно мешают выработанные годами приемы. Дело в том, что у каждого актера есть определенные приемы, на которые реагирует зритель. Их за годы накапливается достаточно широкий набор, и если использовать в любой роли только отработанные схемы — ты становишься ремесленником, а не творцом. А ведь творчество — это именно поиск чего-то нового.

—           Очень бы хотелось каждому артисту и себе пожелать, чтобы меньше было ремесленничества, а был профессионализм творческий, — говорит Ураков. — Для меня самый пик творчества — это когда за спектакль артист способен переключиться с одного образа на другой, потом на третий, на шестой — и все это нанизано на одну сверхзадачу, на одну идею. Вот это самое волнующее и тяжелое! Для меня таким был моноспектакль «Еврейское счастье», когда я играл и за себя, и за всех планшетных кукол, которые были выше меня ростом. Играл спектакль этот 15 лет, а теперь уже не могу — слишком много надо энергии и сил. Я тогда после него два дня отходил, анализировал. Но играть в таком спектакле — это ни с чем не сравнимое блаженство.

Зрители тоже играют в куклы

За годы работы в театре Эдуард Семенович освоил несколько профессий: он и актер, и режиссер, и автор пьес. Но ощущает себя прежде всего кукольником, для которого кукла — это метафора, а кукольный театр — поэзия.

—           Кукольник влюблен в анимацию кукол, в поэзию неодушевленного, — объясняет артист. — Недаром кукольники раньше подвергались гонениям. Ведь мы, по сути, лезем в нечто божественное — оживляем предметы, — а ведь только богу дано наделять душой. Но я надеюсь, Господь простит это, ведь мы все-таки занимаемся благим делом: вкладываем силы в воспитание.

Театр «Арлекин» действительно может похвастаться не одним воспитанным поколением зрителей. И даже самых маленьких, для которых ставят специальные спектакли. Ураков — один из создателей знаменитого арлекиновского Зала для самых маленьких.

Театру надоело бороться с тем, что на спектакли, рассчитанные на определенный возраст, приходят дети гораздо младше. Малыши не выдерживали, ерзали, плакали, а кое-где и пугались. И сотрудники «Арлекина» решили пойти от обратного: стали создавать для маленьких детей сказки, совершенно четко понимая, что ребенок может сидеть и смотреть на театральное действо от силы минут пятнадцать. А дальше надо подвигаться, поплясать или же переключить внимание малыша на что-то другое. Первые спектакли были построены именно как игра. Теперь же Эдуард Семенович старается делать акцент на театр, не забывая и про интерактивные моменты. И старая традиция — разрешать после спектакля малышам поиграть с куклами-артистами — остается неизменной.

—           Я иногда и во время спектакля разрешаю брать зрителям кукол в руки, — задумчиво говорит Ураков,  для малышей — просто «дядя Эдик», так похожий на доброго волшебника.

—            После окончания дети фотографируются, играют. Некоторых наших «артистов» приходится с боем забирать, иногда что-то другое даем малышам в руки, чтобы отвлечь. Особенно такое бывает, когда ребенок первый раз приходит в «Арлекин». А потом он уже знает, что пришли с родителями в театр, поиграли там — и оставили куколку, пошли домой. И купили следующий билет, чтобы пойти на другой спектакль, где снова можно поиграть и посмотреть на кукольное представление. Самое главное — чтобы дети получили праздник от всего. Прямо от самых дверей: как они с родителями зашли, разделись,как их проводили, что они посмотрели в зимнем саду. Ребятишки пришли в театр на праздник! И он, с моей точки зрения, должен непременно состояться. Иначе зачем все это?

ОмскПресс