«Выход из кризиса найти можно, если, конечно, действительно искать»

События

«Выход из кризиса найти можно, если, конечно, действительно искать»

23 апреля исполнилось 79 лет почетному гражданину Омска Юрию Глебову. Дата, конечно, не круглая, но после 70 каждый год можно считать юбилейным. После дня рождения Юрий Яковлевич поделился с «Обозревателем» своими мыслями по поводу того, что же происходит сейчас в нашем городе и стране в целом, и планами на будущее, которые надо строить вне зависимости от возраста.

– Сегодняшний кризис, на мой взгляд, нельзя сравнивать с дефолтом 1998 года, потому что ситуация в стране совсем другая. Тогда в одночасье все рухнуло и пошло стихийное развитие, новые правила игры по явились нескоро. И предприятия, и население оказались совершенно не готовы к такой ситуации, а государство отказалось от своих обязательств. Сейчас все иначе: предприятиям оказывается господдержка, для населения повышаются социальные гарантии. Однако регулирование со стороны государства далеко не всегда эффективно. Так, значительная часть финансовой бюджетной поддержки, выделенной банкам, не дошла до предприятий и населения в виде дополнительных кредитов. И я не понимаю, кому в федеральном правительстве выгодно обвинять в непорядочности банки, переправившие выделенные деньги за рубеж, но при этом не осуществлять никаких санкций.

Банкам, которые не поддержали население и предприятия в кризисной ситуации, еще придется расплачиваться за свою недальновидность. Те, кому один раз отказали в кредите, больше в этот банк не пойдут. В последние два-три года резко выросла покупательская способность, которая во многом стимулировалась потребительским кредитованием. А начиная с осени доступность кредитов уменьшилась и выросли риски по невозврату, в результате омичи стали гораздо меньше покупать не только жилье, но и многие товары.

К сожалению, некоторые федеральные законы либо не работают в полную силу, либо действуют не в лучшую сторону, либо нет четкого механизма их исполнения. Меня всегда удивляло, почему сразу вслед за принятием какого-либо закона начинают готовить и принимать поправки к нему. В результате законодательных прорех возникают ситуации, когда власть не в силах остановить явное беззаконие в тех или иных сферах: ей отказывают даже в судах. К примеру, в прошлом году было много шума вокруг высотки на ул. Бударина. Когда там только вырыли котлован, я поднял вопрос на Градостроительном совете: согласована ли это стройка? И хотя разрешения на строительство этой высотки, которая полностью перекроет вид на Любинский проспект, так и не дали, ее практически построили. Все контролирующие органы ничего сделать так и не смогли. И потребовалось личное вмешательство губернатора, чтобы приостановить незаконное строительство.

Беда российской экономики в том, что она не менялась структурно многие годы, а существовала за счет высокой стоимости нефти. Не использовались данные нам Богом ресурсы: вместо развития лесопереработки, рыбного промысла, добычи полезных ископаемых, кроме нефтегазовых, все уходило на экспорт как сырье. После перехода на рыночные отношения государство практически перестало контролировать деятельность банков и компаний по займам за пределами нашей страны. А выделенные государством банкам в качестве поддержки кредиты ушли за границу, а внутри страны банки подняли кредитную ставку до 20 и более процентов. В результате фермеры массово обанкротились, ипотека почти провалилась, многие предприятия сократили производство и уволили рабочих.

Какой логикой руководствуются некоторые люди в правительстве при выборе предприятий, кому раздавать государственные деньги для преодоления кризиса, а кому нет, не всегда понятно. На мой взгляд, такая практика не совсем продумана, поддержка оказывается без мониторинга и анализа эффективности таких «подарков». Латанием дыр не поднимешь экономику, нужна продуманная и долгосрочная программа преодоления кризиса. Пока же Минфином прогнозируется окончательное восстановление экономики только через 50 лет. Но, как говорится, не так страшен черт, как его малюют, и выход можно найти, если, конечно, действительно искать.

Как же выбираться из нынешней тяжелой ситуации? Я не экономист, но, анализируя высказывания спец
иалистов, замечу, что с рядом их мнений трудно не согласиться. Следует срочно остановить бегство капитала за рубеж, ввести валютные ограничения, как это сделал Центробанк в свое время. Чтобы преодолеть кризис, нужно существенно снизить размер кредитных ставок для населения и для промышленных и строительных организаций под их технико-экономические расчеты. Организовать повышение внутреннего спроса на жилье, товары и продукты, снизив налоги для предприятий-экспортеров и банков. Умерить аппетиты тех чиновников, которые получают миллионные зарплаты, и ввести прогрессивный подоходный налог на большие доходы, как это делается во всех странах.

Мировой опыт показывает, что преодоление кризиса начинается со строительства, которое тянет за собой остальные отрасли. Так, Великую депрессию в США смогли преодолеть именно за счет массового строительства дорог и жилья. Что мешает объявить всенародными стройками масштабные проекты: мост на остров Русский, олимпийские объекты в Сочи, атомные и гидроэлектростанции – для использования высвободившейся повсеместно рабочей силы? Но у нас до сих пор нет ни Госстроя, ни Министерства строительства, а законы, предлагаемые Российской строительной ассоциацией, почему-то не принимаются годами. Из-за бюрократических проволочек сейчас, чтобы получить разрешение на строительство, требуется не меньше года. ПКФ «Престиж» построила физкультурно-спортивный комплекс в школе № 68, которым теперь пользуются все жители близлежащего микрорайона, и приступила к строительству следующего комплекса. Успели смонтировать коробку, но разрешительные документы до конца оформить так и не смогли до сих пор, так руководство фирмы таскали уже и в прокуратуру, и в суд по поводу самовольного строительства.

Отмена лицензирования в строительстве и проектировании и создание саморегулируемых организаций (СРО) могут привести ко многим осложнениям. Может создаться взяткоопасная ситуация на всех уровнях – от столичного до местного. Предполагается, что именно СРО будут выдавать разрешения на проектную и строительную деятельность, но вот смогут ли они отвечать за некачественную работу своих членов – большой вопрос. Этот очередной эксперимент совпал с кризисом, когда многие строительные организации оказались на грани банкротства и не готовы вносить крупный взнос в СРО.

На всех уровнях говорят, что нужно развивать производство, но у нас, кроме торговли, трудно что-то еще развивать. К сожалению, без участия Москвы даже самые передовые открытия и изобретения протолкнуть невозможно. А местное самоуправление, к сожалению, выведено за рамки промышленной политики, хотя все крупные предприятия работают на его территории. На мой взгляд, важная задача городской власти – стыковать крупные предприятия и малый и средний бизнес по конкретным темам и разработкам, создавать возможности для реализации перспективных проектов. Определенные успехи уже видны, но в этой сфере еще большие возможности.

Преуспевающих отечественных бизнесменов нередко обвиняют в том, что они мало участвуют в благотворительности. Но виной тому наши российские законы: если на Западе средства, потраченные на благотворительность, вычитаются из налогооблагаемой базы, то у нас налоговые органы норовят взять налоги с благотворительных пожертвований по полной мерке. Чтобы не платить огромные налоги, к примеру, благотворительным фондам приходится подтасовывать отчетность.

Есть значимые проблемы, которые можно решить только всем миром.

К примеру, когда я узнал, что на подготовку проекта реконструкции Омской крепости не могут найти 9 млн рублей, то предложил создать благотворительный фонд. В этот фонд я хотел бы первым внести взнос, но расчетный счет пока еще не открыли. На мой призыв уже откликнулись работники городской администрации и горсовета, которые приняли решение перечислить в фонд свою месячную зарплату. Свою лепту готов внести и Омский союз муниципальных служащих, который я возглавляю. Надеюсь, что омский бизнес и рядовые омичи поддержат восстановление Омской крепости и рублем, и делом. К примеру, омские проектировщики могли бы бесплатно подготовить проект реконструкции в свободное от основной работы время, а омичи – поучаствовать в расчистке территории и строительных работах на субботниках. История нашего города изобилует примерами безвозмездного ударного т
руда на благо Омска. Например, в конце 40-хомская молодежь разбила сквер напротив транспортного университета на территории, где раньше располагались железнодорожные склады, который и поныне украшает город. Тысячи омичей на субботниках участвовали в строительстве Торгового центра, Дворца молодежи и многих других объектов. Хочется верить, что и молодое поколение готово поработать на восстановлении Омской крепости, только нужно его организовать.

Я принимал участие в организации и деятельности многих коммерческих структур, но годы берут свое, сил на занятие бизнесом уже не хватает. Я сохранил свое участие как совладелец в ПКФ «Престиж», которая занимается строительно-монтажными работами как генподрядчик. Построенный «Престижем» крытый спортивный комплекс «Красная звезда» стал постоянным местом не только для спортивных состязаний, но и для проведения выставок, ярмарок и концертов. Слава богу, мне хватает сил на общественную работу. Как председатель городской топонимической комиссии стараюсь сделать все возможное для сохранения исторической памяти Омска. Так, недавно комиссия выпустила книгу «Улицы города Омска», в которой собраны бесценные материалы по истории нашего города. А в этом году я и сам дебютировал как автор, подготовив и издав книгу «Вчера и сегодня», в которую вошли мои статьи, воспоминания и размышления за многие годы. Надеюсь, как член городской коллегии, областного и городского архитектурно-градостроительных советов я тоже приношу определенную пользу Омску, иначе меня давно бы попросили из этих структур.

Не может не радовать, что к 300-летию Омска запланировано много чего сделать. Еще до создания официального Фонда по подготовке празднования 300-летия Омска мы с Геннадием Павловым организовали благотворительный фонд по поддержке городской администрации при подготовке к 300-летию Омска. На многое нас не хватило, но подготовили программу мероприятий, часть из которых впоследствии вошла в официальный план, организовали музей Омска в здании городской администрации, выпустили книгу об омских градоначальниках.

Как человеку, большую часть жизни отдавшему омскому строительству, мне больно смотреть, что сейчас происходит с этой отраслью. И дело не только в финансовом кризисе, но и в просчетах девелоперов: тогда все ориентировались на растущий спрос. Конечно, последнее время строительному комплексу удалось восстановить и развить разваленную за первое постсоветское десятилетие простоя стройиндустрию, а по объемам строительно-монтажных работ по жилью почти выйти на лучшие советские показатели. Регион лидировал по СФО в объемах ввода жилья. Но беда в том, что сейчас потребности в таком количестве жилья не возникло, потому что большая часть омичей оказалась неплатежеспособна. А после того как банки сделали «кирдык» как по кредитам для застройщиков, так и по ипотеке, то оказалось, что ни строить, ни покупать жилье просто не на что. Это привело в итоге к перепроизводству на рынке жилья, тем более в условиях кризиса, начал снижаться спрос. Но хочется верить, что трудности рано или поздно закончатся и в Омске построят немало современных красивых жилых и административных зданий вместо нынешних развалюх на Северных, Линиях, Рабочих, Амурских и прочих многономерных улицах нашего города, которые по-хорошему давно надо бы переименовать.

 

Андрей КОЛОМИЕЦ

ОмскПресс