Левый приоритет

Обратите внимание

Левый приоритет

В конце января 2011 года в РФ был подготовлен и представлен новый проект технического регламента о безопасности транспортных средств. В нем реанимирован запрет на все праворульные машины. Этот документ подготовлен для единого экономического пространства, в которое входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Предполагается, что он должен создать единые стандарты для выпуска и ввоза автомобилей на этой территории. Автолюбители опасаются, что запрет на ввоз машин с правым рулем создаст проблемы у сегодняшних владельцев такого транспорта. Напомним, в 2010 году попытка запретить «правый руль» вызвала сильное недовольство автолюбителей, и после долгих споров запрет не вошел в принятый тогда техрегламент.

Еще весной 2010 года появился проект технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». В его первоначальном варианте был пункт, в котором говорилось, что «органы управления» авто должны соответствовать дорожному движению, установленному в России. И, так как российские дороги «заточены» под машины с рулем на левой стороне, то «праворукие» автомобили полностью безопасными считать нельзя. Как пишет «Гудок», тогда Федеральная антимонопольная служба потребовала переработать техрегламент из-за фактического запрета на ввоз праворульных машин. В конце августа в федеральном минпромторге сообщили, что в документ не войдет запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей. Тогда руководитель минпромторга Виктор Христенко говорил, что никаких запретов на правый руль накладывать не собираются – ввозные пошлины итак высокие, и это принесло результаты: если в 2009 году на вторичном рынке правый руль имела каждая шестая машина, то в 2010 – каждая тринадцатая. Однако уже в конце января нынешнего года тема запрета нашла свое продолжение.

Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) разработал обновленный технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, адаптирующий российское законодательство к Единому экономическому пространству. Документ объемом более 450 страниц регламентирует параметры транспортных средств, разрешенных к ввозу и эксплуатации на территории Таможенного союза. Как пишет «Российская газета», пункт 18 представленного на днях техрегламента гласит: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью…». «Казалось бы, после жарких споров вокруг праворульных авто в России решение принято — их пообещали не трогать. А новый документ снова грозит наложить на них запрет. Легко предположить, какую волну недовольства вызовет новая попытка объявить правый руль вне закона — особенно во всех регионах за Уралом. И главное — зачем? Ведь никто и нигде документально не доказал, что эти автомобили действительно опасны», — подчеркивает издание. По данным news.bcm.ru, сейчас в России около 27% праворульных машин,больше всего их эксплуатируется на Дальнем Востоке. В Приморском крае таких автомобилей 87%, в Хабаровском — 86%, в Иркутской области — 63%. Как пояснили Омскпресс в пресс-службе управления ГИБДД УВД по Омской области, сейчас в Омске зарегистрировано 61 тыс. 738 автомобилей с правым рулем — в эту цифру входят и легковые машины, и грузовики, и автобусы.

Эксперты относятся к возможному запрету противоречиво. «Запрет на правый руль имеет смысл только для пассажирских автобусов, поскольку выход людей из салона на левую сторону очевидно опасен. Но именно автобусы под вето и не попали. Нам известно, что сейчас в Белоруссии и Казахстане запрещен выпуск в обращение автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления. Однако различия природных условий и сложившаяся в России автомобильная ситуация не позволяют заимствовать этот опыт. Не исключено, что в угоду партнерам авторы проекта поступаются интересами россиян», — прокомментировал «Российской газете» лидер общественного автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его словам, в России около 3 млн праворуких машин, а в Казахстане перед введением запрета на них было не более 170 тыс. «Не исключено, что возникнут проблемы и у нынешних владельцев «праворучек». Закон не имеет обратную силу, то есть должен распространяться на машины, которые пытаются ввезти после его принятия. Но как это будет действовать на практике? Нет никаких гарантий, что на техосмотре или при продаже вам не откажут в регистрации или выдаче талона, ссылаясь на пункты документа», – отмечает Вячеслав Лысаков уже в интервью 72avto.ru.

Скептически относится к новому проекту и координатор Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин. «Данный технический регламент превратился из документа, направленного на улучшение безопасности, в инструмент протекционизма, ограничения конкуренции и свобод автовладельцев. Теперь список недоступных автомобилей можно продолжать очень долго. И конечно, для жителей Сибири и Дальнего Востока это означает невозможность ввоза того широчайшего спектра автомобилей из Японии, который не могут предложить официальные дилеры и локальные производители», — отметил он в интервью федеральным СМИ. Омские эксперты полагают, что время для введения запрета пока не пришло. «Я так скажу: по этому вопросу будет полемика. У нашего общества автомобилистов есть отделения во всех регионах, в том числе во Владивостоке. Их такая перспектива беспокоит больше всего. Пару лет назад была попытка ввести тот же запрет, но пошел серьезный резонанс. И, на мой взгляд, пока рано вводить подобные запреты. В том же Казахстане много европейских авто, у нас ситуация другая — много японских с правым рулем. Причем такую машину можно купить за 200-250 тыс. руб. Какую европейку вы купите за эти деньги? Причем японские машины оборудованы и АВС, и по видимости превосходят многие другие. Мы с ГИБДД проводили анализ по ДТП, по безопасности дорожного движения, и «японки» нечасто попадают в них! А на отечественных автомобилях ездить просто опасно. Все краш-тесты показывают, что при серьезном ДТП люди, находящиеся в них, погибают. Сейчас я сам езжу на праворульной машине, но, думаю, они себя изживут. Создадут альтернативу по цене и качеству, и люди в России будут выбирать левый руль. Те же Renault появляются доступные, это уже хорошо», — прокомментировал Омскпресс Олег Филимонов, председатель центрального окружного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» (Омск).

Однако игроки российского авторынка видят в возможном запрете и плюсы. «Изменением техрегламента российское правительство не только приводит документ в соответствие с таможенным союзом, но и защищает отечественный рынок. В связи с этим автомобили с пробегом могут стать доступными только после роста продаж новых иномарок, например, за счет низких процентных ставок от карманных банков автопроизводителей. Причем ввоз автомобилей с правым рулем могут запретить, но эксплуатацию – нет, поскольку это весьма проблематично, учитывая географию страны. На мой взгляд, нет большой нужды в полном запрете ввоза подержанных автомобилей с правым рулем. Со временем они вымрут, как динозавры, ввиду изменения контекста: клиенты все больше отдают предпочтение левому рулю, руководствуясь безопасностью на дороге, продолжают действовать высокие пошлины на иномарки старше пяти лет, растет доля подержанных иномарок не старше пяти–семи лет, проданных официальными дилерами», — высказался на портале 72avto.ru директор автосалона компании Car72.com Антон Герасимов.

Омичи тоже видят плюсы в проекте техрегламента. «Как водитель я хорошо отношусь к такому запрету. Потому что едешь, а автолюбитель на такой машине сзади выглядывает, на встречную вылезает, мешает. Не должно быть в России таких машин. Я побывал во многих странах с правосторонним движением. На Бали, например, нет леворульных машин, и к этому все нормально относятся. Другое дело, что у нас сначала что-то разрешают, а потом начинают ставить препоны. Нужно искать выход. Помимо запрета на ввоз праворульных машин, нужно дать срок около 3-5 лет владельцам таких авто, чтобы они за это время либо сменили автомобиль, либо переоборудовали его под левый руль — переставили панель, поменяли педали. Ту же Toyota на заводе ведь выпускают и с правым, и с левым рулем — в зависимости от того, для какой страны она предназначена. Так что проблем с переоборудованием быть не должно», — пояснил Омскпресс президент Омского содружества автоперевозчиков Владимир Геворгян. И все-таки возникают вопросы по безопасности «праворуких» автомобилей, таких как Хендай Солярис например, уверен помощник директора по учебно-производственной работе АОУ НПО города Омска «Учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» Анатолий Атрощенко. «Вопросы безопасности должны быть на первом месте. Здесь у праворульных машин два слабых места. Во-первых, возникает угроза ДТП при обгоне, поскольку водитель вынужден намного больше выдвигаться в сторону встречной полосы, чем на леворукой машине. Во-вторых, у автомобилей с правым рулем световой пучок направляется на полосу встречного движения, соответственно, он может ослепить водителя, движущегося навстречу. Поэтому запрет целесообразен. Но эксплуатация уже имеющихся не должна быть запрещена — возможно, стоит просто ввести обязательное условие модернизации автомобиля, связанное со световым пучком», — пояснил Омскпресс господин Атрощенко.

Что касается самих автовладельцев, в Омске они разделились на два лагеря. Владельцы леворульных машин практически все заявляют, что их раздражает свет в глаза от праворульных, а владельцы праворульных — что не собираются менять привычные удобные машины на аналогичные по стоимости изделия российского автопрома.

Левый приоритетЮрий Федотов, депутат Омского городского совета: «К праворульным машинам отношусь не очень, а к идее запрета на их ввоз — плохо. Если кто-то покупает такие автомобили исходя из своих финансовых возможностей, зачем ограничивать людей. Они недорогие и достаточно качественные. Хотя ездить с правым рулем неестественно с точки зрения направления движения. Я на такой машине никогда не ездил, и с трудом представляю, как это. Можно было взять напрокат в какой-то из стран с правосторонним движением — в Японии, Мальте, на Кипре — но я подумал, что это неудобно. Хотя друзья говорят, что за пару дней привыкали!».

Левый приоритетВиктор Шкуренко, директор ТД «Шкуренко»: «Я нейтрально отношусь к «праворуким» автомобилям. И я против ограничений, направленных на потребителей. Поэтому из принципа я против запрета на их ввоз. У водителя должна быть свобода выбора. У меня праворульных машин не было, зато были и есть у друзей. На дороге они мне не мешают, как, впрочем никто не мешает. Я за рулем веду себя вежливо, не спорю с женщинами и даже на газелистов не обижаюсь».

Левый приоритетВиталий Путинцев, генеральный директор группы предприятий «Чистый город»: «По-человечески я согласен с этим запретом, но с обязательным условием — не трогать те машины, которые уже эксплуатируются в России. Хотя мне жалко экономику Дальнего Востока, для которой автомобили с правым рулем имеют огромное значение. Я был там и «Жигули» что-то не видел. А в свое время у меня у самого были праворульные автомобили — Nissan Presage и Isuzu Gemini».

ОмскПресс