Психотерапевт написал портреты людей в зверином обличье

Общество

Психотерапевт написал портреты людей в зверином обличье

«Не пугайтесь, вы в мире людей!» — этой фразой меня встретила Ирина БОЯРШИНОВА на открытии своей первой выставки, которая расположилась в галерее «Вернисаж». «В мире людей» — так называется первая экспозиция непрофессиональной художницы. По стенам галереи развешаны странные, если не сказать страшные, портреты.

Ирина по профессии врач-психотерапевт. Создание портретов — это хобби, на которое профессия наложила ощутимый отпечаток. «В мире людей» — так называется первая экспозиция непрофессиональной художницы. И здесь действительно можно испугаться. Особо смелые как минимум удивятся. Люди со звериными чертами лица — иногда явными и узнаваемыми, иногда животное только ощущается. Сам автор считает, что животное живет внутри каждого из нас.

-Человек вообще создание уникальное, сложное, противоречивое. Он состоит из интеллекта, инстинкта, эмоции и духа. Четыре компонента, сложно переплетенных, взаимодействующих друг с другом. Ныряя внутрь человека, чувствуя его, я выношу инстинктивное восприятие этого человека окружающими. Моя цель — показать, какие мы разные, как мало мы о себе знаем, как сложен мир человека. Более того, я хочу привлечь к психологии внимание тех людей, которые о ней мало осведомлены. А через наглядные образы это сделать легче, чем через лекции с терминами и фрейдовскими фразами. Я хочу, чтобы люди стремились к развитию, -поясняет живописец Бояршинова.

Ирина называет себя «психологическим хирургом», который находит и вскрывает внутренние проблемы личности. Потому и картины выполнены в темных тонах.

-Я скорбящий реалист. Да, образы не светлые. Но я не думаю плохо о людях, я просто вытаскиваю информацию наружу, -рассказывает Ирина. — Однажды у священника, который двадцать лет исповедовал прихожан, спросили: «Что вы вынесли из своего опыта?» Он ответил: «Я понял две вещи. Люди более несчастны, чем кажутся. И второе — взрослых людей не бывает». Моя цель — обратить внимание людей на себя. Когда человек понимает, что он такой, как на портрете, у него есть два пути. Либо закрыть уши и глаза, отказываясь от этого. Либо сказать себе: я что-то должен изменить. И это уже первый шаг на пути личностного развития.

На портретах — родственники, коллеги и знакомые Бояршиновой. Некоторые себя узнают, другим приходится объяснять: мол, это вы, уважаемая. Не смотрите, что тут дяденька нарисован, — это ваша мужская сущность такая. Именно поэтому в названиях картин иногда встречается пояснение в скобках: мужчина или женщина. Кстати, автор не нарушает этических норм: имена-фамилии прототипов не указаны. Художница называет свои полотна исключительно фразами, характеризующими «звериный» образ. Быть может, именно благодаря этой анонимности некоторые посетители выставки уже успели найти среди экспонатов портреты своих родственников и коллег.

Когда мы беседовали с Ириной Бояршиновой, она рассказала несколько историй из жизни тех, с чьей личности писались психологические портреты.

Творческие планы

Ирина Бояршинова на первой выставке не остановится. В планах — портреты детей. Несколько детских образов уже написаны, это ее знакомые пяти-семилетние малыши.

— Они совершенно другие получаются, -говорит художница. — Они светлые, полупрозрачные. Тоже зверюшки, но — позитивные. Хорошенький теплый котеночек, птичка: лебеденок маленький. Я думаю: почему они другие? Может, у них мысли другие, цели, они еще в этой детской медитации находятся? Может, проблем меньше? Как их не рисовать! Тут два года я пыхтела, на детскую «коллекцию», может, еще год уйдет. Мы все говорим: дети чище, с детьми комфортнее. Я хочу закончить детские портреты и сравнить их со взрослыми: повесить их на разные стены. Может, так нагляднее получится.

«С высокой адаптацией (женщина)»

— Это тоже моя коллега, врач. Она себя узнала, но что-то скривилась, видимо, не понравился ей этот образ китайца. Но расскажу историю. Она мне звонит в тот день, когда я уже дописывала этот портрет. Она звонит и говорит: «Ира, я сегодня восемьдесят одного пациента приняла». Восемьдесят один человек за день! Один врач! Ошалеть можно, адский труд. А у меня на холсте — китаец. Чем отличаются китайцы? Потрясающей трудоспособностью при низкой оплате труда и высокой адаптацией к ситуации. Не знаю, какие процессы происходят, когда общаешься с холстом, но когда ты начинаешь писать человека, из него вылезает именно та часть, которая на портрете. Я ведь не пишу картины разумом, а пребываю в состоянии легкого транса. Рука сама работает, в тишине, и упаси меня произнести хоть слово, прокомментировать получающуюся картину — всё, ерунда какая-нибудь пойдет.

«Батрак»

— Это образ мужчины, который работает на шинном заводе. У него все руки в экземе. Он уже на пенсии, но по настоянию семьи постоянно работает, хотя денег хватает вдосталь. И вот я вытащила этот образ, образ батрака. Завершаю уже картину, звонит родственница моего героя: «С ним случилось немыслимое! Он вдруг возмутился и сказал: хватит, я устал на вас батрачить, у меня все руки в корках — я не хочу!» Взбунтовался мужчина, который, в принципе, всю жизнь терпел. Я, конечно, не утверждаю с достоверностью, что могу влиять на людей, когда пишу картины. Но я взаимодействую с глубокой личностью человека, и быть может, люди что-то осознают, им что-то передается.

«Сильна духом» и «Штормовая женщина»

— А вот это я в двух своих ипостасях — мужской и женской. Мужской образ -«Сильна духом». Умею терпеть, в принципе, есть в жизни изворотливость, серьезность. Родственники говорят иногда, что надоела я им со своей правильностью. Эта ипостась очень серьезная, даже меня иногда раздражает. Эту мужскую часть внутри меня боятся мужчины. А как не бояться, если она любого мужика за пояс заткнет! И это плохо. А женская часть — полный антипод. Это кошка, губастая такая, мощная. И она баламутит меня периодически. Знаете, сколько сил надо, чтобы ее удержать! Из-за нее расстроился мой первый брак. Кстати, бывший муж тоже есть в галерее, на портрете «Маркиз». Моя мужская часть с ним жила прекрасно, а кошка не смогла ужиться. У него образ женоподобный, а она все равно ушла.

Гуру интеллекта (женщина)»

— У этой женщины действительно очень острый интеллект. Она, поверьте на слово, им буквально снимает с человека скальп! Когда писала картину, возник образ индейца, но — с когтями на голове. И знаете, она такая и есть в жизни. Палец в рот не клади — исцарапает когтями своего интеллекта. Но это не негативный образ, просто она такая, какая есть. Она очень сильный врач, но ее боятся все. Врачи работают с больными людьми. Что такое пациент? По сути, это человек, в котором накоплен негатив, вылезший на тело. И врачу надо тоже иметь соответствующий потенциал. Либо надо быть сильным духовно, чтобы лечить пациента своей личностью, либо достаточно садистичным, чтобы не поддаться этому.

ОмскПресс