Слава тебе, Господи, что мы казаки!

Общество

Слава тебе, Господи, что мы казаки!

В Омске живут замечательные люди. Это не только встреченные на улице, или соседи по столику, или просто соседи — это мы с вами. Потому и существует рубрика «Люди нашего города», где можно рассказать о любом омиче, а не только об особых и знаменитых, потому что каждый из нас по-своему примечателен.

Сегодня мы познакомимся с потомственным сибирским казаком, войсковым старшиной Сергеем Михайловичем ШАЛАЕВЫМ.

С первого же взгляда он производит впечатление. Высок, как говорится, ладно скроен, в пространстве располагает себя уверенно, что жестом, что шагом. Обязательные густые черные усы изредка поглаживает пальцами — привычка каждого усача. Тем не менее, несмотря на высокий чин и суровый внешний вид, в глазах пляшут искорки и в общении просто обаятелен — в разговор увлекает сразу, в одно мгновение.

Его одежда требует отдельного описания. Когда Сергей скинул бекешу и папаху, то оказался в черного цвета ермаковке (подобие мундира), национальной казацкой форме, которую сам Шалаев разработал вкупе с дизайнерами. В достоверности можно не сомневаться, поскольку исследовали массу документов, фотографий и других источников. Ермаковка — это длиннополый китель с большим лацканом по центру. Сам лацкан — главная деталь казачьей одежды. Несмотря на Устав, предписывающий гимнастерку, казаки всегда носили лацкан, подчеркивающий принадлежность к Сибирскому казачьему войску, что символизировало патриотизм, приверженность к боевой славе и выделяло молодцеватостью. В отличие от кубанцев, одетых в черкески с газырями, на сибирских казаках — разгрузки с патронами. Чекчиры (кавалерийские штаны), обязательно с лампасами, заправлены в ичиги, мягкие сапоги, удобные для джигитовки. На груди орден «За веру и волю» и значок легендарной Анненовской сотни. На плечах серебряные погоны с двумя просветами, тремя звездами и буквами «СКР», что означает звание войскового старшины Союза казаков России (армейский подполковник). Подпоясан Сергей Михайлович изящным наборным ремешком, как сам объясняет, «для шика и празднества». Кстати, чекчиры шила портниха Дома моделей по лекалу аж 24-го года.

Казачий род

Что правда, то правда — от Шалаева прямо веет торжественностью и здоровым духом. Но следует сказать, таким образцовым казаком Сергей стал не сразу. Это со временем он займется генеалогией и докопается до 1780 года, узнает фамилии своих пращуров За-царных, Тертышных и Ковпаков, также обнаружит станицу Шалаевку в полустах километрах от знаменитой Вёшенской и доберется до Урала, откуда есть пошли отцовские корни. Но это потом…

Родился Сергей Михайлович в Омске, в районе, где когда-то располагался Атаманский хутор. Вызнал, что раньше проспект Маркса от вокзала до транспортного университета назывался Атаманским проспектом. Отец, Михаил Григорьевич, работал слесарем, мама, Любовь Ивановна, домохозяйка. Им как-то было не до родословной. В семье помнилось, как большевики одного из дедов за принадлежность к казачьему роду вывели к полынье и утопили.

А он рос обыкновенным пацаном, увлекался боксом, борьбой, лазил с мальчишками где угодно, но однажды, в тринадцать лет, получил серьезную травму позвоночника. Доктора говорили, не встанет. Пролежал больше пятидесяти дней и вдруг произнес: «Боженька, если ты есть, помоги мне!» И пошел на поправку, ко всеобщему удивлению врачей.

В «коммерческих» 90-х занялся бизнесом, и довольно успешно. Занимался охотой, сам выделывал шкуры, отшивал меховые изделия, шубы, головные уборы. Дальше появились свой ларек, магазинчик… И вдруг почувствовал, что-то происходит не то: ни размаха, ни полета, ни выси… Начал понимать, есть другие ценности, вечные, стержневые.

Сам Шалаев говорит: «Прибыль должна привносить развитие, раскрывать возможности, пополнять душу».

И открылись ему дороги дальние от Татарского пролива до Калининграда, от северных краев до Черного моря. Но не простым    путешественником или праздным туристом двигался по России молодой человек. Поскольку все время занимался единоборством, искал то, что сотворено русским человеком, то, что только ему под стать.

Казачий Спас

«Восточные единоборства в корне отличаются от наших, отечественных, — рассказывает Сергей. — Любое единоборство — это всегда идеология, и, к примеру, восточные правила никак не состыкуются с нашим образом жизни, в результате происходит противоречие и разрушение. Они строго следуют урокам Учителя и в точности повторяют его движения. Мы же все строим на индивидуальности и том, что человек должен вытаскивать из себя свою личность. Вот почему наши в схватках непредсказуемы и с нами лучше не связываться — просчитать невозможно».

А искал он школу, которая называется «Казачий Спас». Известно: кто в свое время прошел ее, все с войны вернулись живыми. Как-то на казачьих сборах, проходивших на реке Бузулук, познакомился с пластуном — человеком, виртуозно владеющим Казачьим Спасом. Тот углядел в Сергее талант и помог ему усвоить бесшумное плавание, неслышную войну в камышах, работу с оружием: нож, нагайка, боевой кнут, шашка.

Сейчас Сергей Михайлович занимается возрождением запрещенной в свое время боевой джигитовки. В отличие от цирковой, где кони ходят по кругу, а всадники демонстрируют только вольтижировку, трюки и гимнастику, боевая джигитовка совсем иной вид конного искусства. Здесь конь бежит по прямой полным аллюром, а наездник демонстрирует уколы, рубку, поражение чучела, работу с пикой, метание ножей, стрельбу, прыжки через огонь, прохождение сквозь огонь и вольную джигитовку. Надо полагать, зрелище впечатляющее и захватывающее. Недаром Шалаев стремится, чтобы в чемпионате России по национальным видам спорта боевая джигитовка заняла достойное место.

Товарищ атамана

Наверняка успех ему сопутствует, ведь Сергей Михайлович, не достигнув и сорока лет, не только войсковой старшина, он товарищ атамана, что означает 1-й заместитель. Кроме того, возглавляет Омскую областную общественную организацию «Станица Радонежская». Расположена она в Амурском поселке, где у него конный двор о шести конях, что способствовало созданию «Школы джигитовки и верховой езды». Помимо собственных пятерых наследников он обучает еще 50 ребят. Причем почти половину бесплатно, это дети из приютов и многодетныхсемей.

Своими руками по чертежам сотворил тачанку, а чтобы выглядела настоящей, недавно купил пулемет «Максим» и «выцыганил» ленту к нему.

— Дорого?

— Казак торгуется до последней копейки, — с улыбкой ответил Сергей.

Хотел бы на Новый год устроить конное шоу, чтоб Дед Мороз прямо с тачанки поздравлял омичей.

Почему бы и нет?! Омск ведь казачий город, основанный казаками, а все наши «Линии» и «Разъезды» исконно казацкие названия. Так что, дорогие горожане, давайте чтить свои корни.

Потомственный казак Сергей Михайлович Шалаев к этому относится абсолютно серьезно. На денниках, где содержатся кони, начертано:

«Бог на земле, ибо мы войско Христово. Слава тебе, Господи, что мы казаки!»

ОмскПресс