Воспитанием защитников в России занимались всегда

Общество

Воспитанием защитников в России занимались всегда

В школах начальная и допризывная военная подготовка была введена в 1939 г. До принятия этого закона допризывной подготовкой были охвачены два возраста: 18- и 19-летние молодые люди. Эта подготовка осуществлялась на учебных сборах общей продолжительностью в два учебных месяца.

Закон о всеобщей воинской обязанности ввел новый вид военной подготовки молодежи -начальную военную подготовку, которая проводилась во всех неполных средних и средних школах, с 5-го по 7-й класс включительно. Кроме этого, с подростками стала проводиться и допризывная подготовка, которая касалась учащихся старших классов средней школы (8, 9 и 10-й классы).

Допризывная подготовка неучащейся молодежи как обязательный вид обучения была отменена, так как опыт показал, что данная подготовка требует больших средств и приносит мало пользы.

Результат не заставил себя ждать. Если в Омской области в 1938 г. среди призывников было 18 процентов ворошиловских стрелков и 30 процентов значкистов «Готов к ПВХО», то в 1940 г количество первых увеличилось почти в два раза, вторых — на 65 процентов.

На начальную военную подготовку в учебном плане школ отвели по два часа в шестидневку, а допризывная подготовка в учебных заведениях организовывалась по специальной программе. Как начальная, так и допризывная подготовка в учебных заведениях проводилась штатными военными руководителями, преимущественно из командиров запаса.

Великая Отечественная война потребовала чрезвычайно большого количества людских резервов — хорошо обученных, квалифицированных бойцов. В условиях военного времени возникла необходимость перестройки учебного процесса. В 1941/42 учебном году в старших классах общеобразовательных школ региона было введено военно-физическое воспитание учащихся и предмет «Военное дело».

В теме «Кислород» школьники изучали использование кислорода в противогазах, применение кислородного дыхания от удушающих боевых отравляющих веществ. В теме «Окисление» большое внимание уделялось разъяснению принципов горения, для того чтобы ученики поняли причину возникновения пожара и меры борьбы с ним. Учащимся давались сведения о взрывчатке и отравляющих веществах, способах индивидуальной и коллективной защиты. В теме «Фосфор» сообщались сведения о применении фосфора в дымовых завесах, пулях, зажигательных бомбах и снарядах.

В учебнике физики за 1941 г наряду с описанием применения двигателя внутреннего сгорания в автомобиле и на тракторе указывались возможности его использования в военном деле. «В военном деле двигатели внутреннего сгорания находят широкое применение помимо установки их на военных судах. Самодвижущиеся экипажи превращаются в боевые единицы: броневые автомобили и танки. Танки применяются для атак на окопы и других видов боевой деятельности. Наконец, само огнестрельное оружие уподобляется двигателю внутреннего сгорания…»

После разгрома армий фашистской Германии и империалистической Японии началось массовое увольнение личного состава.   Четвертого   сентября 1945 г. был упразднён ГКО, прекратила свою деятельность Ставка ВГК. Двадцать пятого февраля 1946 г. вместо наркоматов обороны и ВМФ создан единый Наркомат Вооруженных сил СССР, в марте 1946 г. переименованный в Министерство Вооруженных сил СССР. В феврале 1950 г. оно было разделено на Военное министерство и Военно-морское министерство СССР, которые в марте 1953 г были объединены в Министерство обороны СССР.

Возросшие возможности советской экономики, достижения науки и техники расширили научно-технические основы боевой мощи Вооруженных сил. В течение 7-8 послевоенных лет они были оснащены новым, более совершенным автоматическим оружием, танками, артиллерией, радиолокационной и другой военной техникой, была осуществлена полная моторизация и механизация, авиация получила реактивные типы самолётов. В относительно короткий срок СССР одержал истинную победу в навязанном состязании по разработке новой военной техники — создал ядерное и термоядерное оружие и ликвидировал монополию США в этой области. Вместе с тем, стремясь к разрядке напряжённости и установлению прочного мира, СССР пошёл на сокращение численности своих Вооруженных сил: в 1955 г. — на 640 тыс. чел. и в 1960 г.- на 1200 тыс. чел.

Важным явлением в строительстве Вооруженных сил СССР, поднявшим оборонную мощь СССР и всего социалистического лагеря, было создание нового вида Вооруженных сил СССР – Ракетных войск стратегического назначения (1959 г.).

Авторитет армии был как никогда высок. Система подготовки молодежи к службе в ВС СССР работала в то время без сбоев и давала отличные результаты. Каждый юноша мечтал поскорее послужить в армии и всеми силами к этому стремился. Отмечался высокий морально-психологический настрой призывников и их разносторонняя готовность к службе. Признание юноши негодным к военной службе было сильным ударом по его самолюбию.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 января 1962 г допризывная военная подготовка в школах была отменена. Произошла ликвидация военных кабинетов, учебно-материальной базы, уволили из школ кадры военных руководителей. Военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы.

Таким образом, опыт двух периодов (1909-1914 и 19391961 гг.) участия школ в системе подготовки учащихся к военной службе убедительно доказал целесообразность подготовки школьников по основам военного дела. Особенно во второй период повсеместно отмечалось положительное воздействие различных форм и методов военно-патриотического воспитания на весь образовательный процесс. В 40-50-х годах ХХ века в школах региона целенаправленно проводилась работа по ориентации молодежи на выбор профессии офицера. Военруки активно готовили этих учащихся к вступительным экзаменам в военные учебные заведения, помогали в оформлении документов и взаимодействовали с военкоматами.

Принимались меры по улучшению учебно-материальной базы военно-спортивной подготовки, обеспечению школ преподавателями военного дела и физкультуры, по изданию необходимой учебно-методической литературы, по организации внешкольной работы в сфере военно-прикладных и технических видов спорта. В итоге к концу 1950-х годов в средних школах Западной Сибири была создана практически вся необходимая учебно-материальная база для проведения занятий по допризывной военной и физической подготовке. На активизацию этой работы влияло увеличение средств на военно-спортивное оборудование, помощь трудовых коллективов и шефов, деятельность учащихся по созданию военно-спортивного инвентаря.

Главным уроком можно считать тот факт, что НВП школьников являлась самым массовым видом военной подготовки, которая охватывала практически все слои молодежи и, таким образом, являлась практически своеобразным всеобучем, так необходимым в сложное послевоенное время.

В. КУТЕПОВ, полковник, заместитель начальника учебного военного центра ОмГТУ Продолжение следует

ОмскПресс