Техуглерод ушел на внешний рынок

Омский производитель сажи почти полностью лишился российской клиентуры и сейчас договаривается о продлении зарубежных контрактов.

 Сегодня управляющая компания «Техуглерод» совместно с Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН разрабатывает новый материал для производства шин высокого качества. Один из крупнейших в стране производителей сажи вынужден повышать качество, чтобы сохранить свои позиции на мировом рынке. После обрушения спроса на шины и, соответственно, на сажу у УК «Техуглерод» основные заказчики (до 95% объема производства) остались на Западе – это мировые производители шин. И пока они не намерены отказываться от сотрудничества, что подтвердилось на этой неделе после заграничной поездки директора предприятия Валерия Каплуната, который провел переговоры с французским холдингом Michelin. Также руководитель управляющей компании обсудил условия и цены на поставку сырья в этом году с Good Year, Continental, Pirelli, Nokian и другими компаниями.
     
      Первый а-корд
     – Сегодня «Техуглерод» совместно с Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН разрабатывает достаточно много новых проектов, – признался генеральный директор управляющей компании Валерий Каплунат. – Эти разработки должны как подтверждаться теоретически, так и приносить практическую прибыль – быть реализуемыми в производстве. У нас с институтом долговременный план сотрудничества, касающийся нанотехнологий. Новые проекты – это инновационные продукты для шинной промышленности на базе техуглерода.
     Как сообщила ученый секретарь Института проблем переработки углеводородов СО РАН Рашида Карымова, последний совместный проект УК «Техуглерод» и института – разработка нового материала – наноструктурированного углеродного наполнителя эластомеров для изготовления шин с цельнометаллическим кордом. Суть разработки – в улучшении технических показателей шин. Финансирует контракт Федеральное агентство по науке и инновациям, сумма контракта пока не разглашается, так как он еще не подошел к завершению (сроки контракта 2007 – конец 2009 года).
     В перспективе новый материал передадут на заводы шинной промышленности для апробирования.
     
      Окно в Европу
     В конце прошлой недели омское предприятие проводило переговоры с французским холдингом Michelin, обговаривая условия дальнейших поставок сырья.
     Сегодня в ОАО «Омсктехуглерод» (предприятие, подконтрольное управляющей компании «Техуглерод») работают семь производственных потоков из двенадцати – они обеспечивают существующий объем заказов, то есть внешний рынок. Запуск остальных линий будет зависеть только от активизации внутреннего рынка – пока же омский, воронежский, кировский шинные заводы приостанавливают производство.
     Доля зарубежных заказов за два месяца текущего года увеличилась более чем значительно – в конце прошлого года она составляла порядка 50% общего пакета заказов, сегодня – 90–95%. Шинники констатируют факт: и российские потребители техуглерода, и зарубежные значительно снизили объемы потребления сырья.
     Руководство компании существующий объем заказов не озвучило. Но в декабре на предприятии уже сообщали о значительном снижении спроса на сажу, связанном в том числе с приостановкой работы ОАО «Омскшина».
     – Общий объем техуглерода, являющийся предметом декабрьских контрактов ОАО «Омсктехуглерод» с производителями, составил около 8000 тонн. А это гораздо меньше, чем было в докризисные времена, – рассказывал ранее «Обозревателю» заместитель генерального директора ОАО «Омсктехуглерод» по общим вопросам Василий Шестаков.
     По его словам, разницу можно четко проследить по заказам важного партнера – завода «Омскшина». Ранее он приобретал ежемесячно порядка 3,6–4 тысяч тонн сырья, в декабре же закупил всего 200 тонн.
     Как отметил собеседник «Обозревателя», в 2008 году ОАО «Омсктехуглерод» планировало произвести и реализовать порядка 220 000 тонн продукции, по итогам на конец года эта цифра уменьшилась до 200 000 тонн.
     Как ранее отмечал «Обозреватель», в декабре 2008 года предприятие сократило объемы производства, введя для сотрудников сокращенную рабочую неделю. Тогда в ОАО «Омсктехуглерод» со
общали, что предприятие планирует возобновить работу на полную мощность в первом квартале 2009 года.
     – Внутренний рынок шинной промышленности стоит. Мы, безусловно, рассчитываем на российскую шинную и автомобильную промышленность. Если эти отрасли получат государственные вливания и концерны вродеВАЗа заработают, выйдут из кризиса, то нам добавятся еще и заказчики на внутреннем рынке – расчет ведь прост: на каждую шину необходимо 10 кг техуглерода, – комментирует сложившуюся ситуацию Валерий Каплунат.
     Сейчас речь идет о кризисе отрасли в глобальном масштабе: автомобилестроение значительно сокращает объемы выпуска продукции, шинная промышленность приостановила производство. Трудные времена для шинников настали еще в прошлом году – омские предприятия отрасли на конец 2008 года показали лишь 86% от объемов на конец предыдущего года, так сообщили «Обозревателю» в региональном минпроме. Неплатежеспособность заказчиков явилась основной причиной небольших оборотов – потребители продукции сократили производство. Потребитель нефтехимической продукции, производящий конечный продукт, вынужден сегодня приостановить деятельность, дабы реализовать то, что у него накопилось на складах.
     
      СПРАВКА
      ОАО «Омсктехуглерод» специализируется на производстве технического углерода, который применяется в шинной, резинотехнической, лакокрасочной промышленности. По данным предприятия, ежегодно производит до 240 тыс. тонн технического углерода 17-ти марок. Экспортирует готовую продукцию в Белоруссию, Китай, Польшу, Германию, Францию, Испанию, Марокко, США и другие страны. В числе основных потребителей продукции производители шин Michelin, Good Year и др.

ОмскПресс