Олег ТЕПЛОУХОВ: «Я не дерево какое…»

Общество

Олег ТЕПЛОУХОВ: «Я не дерево какое...»

Я постоянно спорю с Богом, Он мне одно, а я другое, Я постоянно спорю с Богом, Не из упрямства, не со зла. Я доказать Ему пытаюсь, Что я не дерево какое, Я доказать Ему пытаюсь, Что ветка я Его ствола…

Наш город в искусстве разбирается, особенно театральном. Омск — завзятый театрал. Издавна среди российских, а когда-то советских актеров бытовало поверье: если спектакль принят омичами, значит, успех будет сопутствовать везде. Недаром первые гастроли старались провести в Омске.

Имея столь требовательную, изысканную публику, омские актеры тоже особенные: одних «Золотых масок» не счесть. Поговорим об одном из них — о Теплоухове, об Олеге Теплоухове.

Откровенно признаться, рассказывать про актерские работы — дело неблагодарное. Это как музыка — попробуй передать словами Сороковую симфонию Моцарта. Или описать, как играет Гамлета Иннокентий Смоктуновский, а как Лоуренс Оливье. Вряд ли что получится. Образы, созданные артистами, надо видеть, слышать, а главное, сопереживать. Вот и Олег Теплоухов утверждает: «Люди идут в театр за впечатлениями, а я выхожу на сцену, чтобы эти впечатления дать. Причем не всем огульно, а каждому сидящему в зале».

Это ответ на один из двух главных вопросов актера Теплоухова: «Зачем?» и «О чем?». Зачем он выходит на сцену, о чем хочет поведать зрителю в той или иной роли.

Но сначала с начала… Олег — сын интеллигентных людей, по профессии далеких от театральных подмостков. Мама, Наталья Анатольевна, инженер-химик, папа, Александр Иванович, полковник ФСБ, сейчас в отставке. Родился будущий актер в Перми, но в два года родители переехали в Чусовой. Там, мальчишкой, он стал ходить в театр. До сих пор помнит «Хануму» небольшого театра города Лысьва, кстати вполне приличного театра, и «Лебединое озеро» Пермского оперы и балета. Пермский балет тогда гремел, в нем танцевала Надежда Павлова. Но это всё гастроли, а вот когда Теплоуховы оказались в Тбилиси, здесь юный театрал вдоволь насладился любимым искусством.   Не   пропускал спектакли Роберта Стуруа в академическом имени Шота Руставели, ходил на столичных гастролеров.

Однажды по телевизору он увидел фильм «Петров и Васечкин» и подумал: так это же играют пацаны! Так родилась мечта. Олег записался в тбилисский русский эстрадный театр «Арлекин». А потом, чуть позже, в спектакле народного театра Дома офицеров с необычно длинным названием «На островке среди бушующей стихии» сыграл роль Толика, можно сказать, первую роль.

«Вполне подходящее название, — комментирует Олег, — как раз тогда в Тбилиси начались демонстрации и прочая политическая шумиха».

Видимо, оберегая сына, мудрый Александр Иванович отправил юношу назад, в Пермь, под крыло родственников. А там сразу после школы, шестнадцатилетний, с первого раза поступил в Екатеринбургский (тогда еще Свердловский) театральный институт. Потом сам удивлялся: как ему это удалось? На втором курсе полюбопытствовал у мастера курса, а тот откровенно пояснил: мне, мол, нужен был староста. Надо полагать, уже тогда Олег производил солидное впечатление.

После окончания института (1994 г.) нужно было устраиваться. Распределений уже не существовало. Теплоухов подался в Курск на фестиваль «Будущее театральной России», на самом деле это обычная актерская ярмарка-биржа. Здесь Олег глянулся руководителям Омской драмы — директору Б. М. Мездричу и главному режиссеру Л. Я. Стукалову.

И вот он, Омск!

У Олега самое любимое место в городе — лавочка у служебного входа. Сидит, курит, с друзьями треплется, к спектаклю готовится, над ролью работает, а то и просто размышляет…

Давным-давно на театре существовали своеобразные актерские специализации -амплуа: герой, злодей, простак, резонёр. Сейчас таких четких разделений нет. Олег Теплоухов считается исполнителем острохарактерных ролей — от чисто комических до сугубо трагедийных. Но любой образ, будь то Гитлер из «Натурального хозяйства в Шамбале» или Луиджино из «Голодранцев-аристократов», требует тщательной, до мельчайшего штриха отделки, чем и выделяются работы артиста.

Наверно, об этом основные мысли Олега. Как это ни парадоксально, но заставить зрителя плакать гораздо легче — рассмешить труднее. Мы готовы скорее страдать, чем радоваться, мытарств у каждого более, чем праздников. Теплоухов — веселый актер, видеть его в комедийной роли — сплошное удовольствие. С чувством юмора у него все в порядке. Недаром, кроме создания запоминающихся образов, он автор театральных капустников, уморительных поздравлений, даже к самому себе относится с достаточной иронией.

К примеру, сейчас Олег вновь  вольным   парусником , плывет по волнам жизни, то есть холостякует, а всякую неудачу на лирическом фронте заносит в «Стихотворные хулиганства»:

Расстаться с дамой

                   надо очень нежно.

И, не сводя с неё

                   влюблённых глаз,

Скажите ей:

«Влюблён я безнадежно,

Но очевидно, к счастью,

                    что не в вас»

Или:

Бывают дамы:

                  внешний вид,

От коего в жару знобит.

Но лишь она

                   откроет рот –

И всё совсем наоборот.

Олег Теплоухов признаётся: «К поэзии отношусь священно, но не к своим виршам».

А между прочим,он — автор интермедий и текстов песен к блестящему спектаклю «Мнимый больной» по Мольеру, который поставлен режиссером из Италии Паоло Эмилио.

Великий Конфуций как-то заметил: «Талантливый человек во всем талантлив». Эти слова китайского мудреца вполне подходят Олегу. Драматург, у него есть пьеса «Она и он на рубеже веков». Как режиссер был отмечен на нынешней «Театральной весне» в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Счастье мое» народного театра «Зеркало». А как чи-

тает стихи! Студенты заслушиваются… Олег Александрович еще и преподаватель, учит актерскому уму-разуму и сценической речи молодых людей на кафедре хорового дирижирования факультета искусства и культуры Омского госуниверситета.

И опять же вопрос: «Зачем?».

«Когда выходишь на сцену, начинается стриптиз — обнажение души. Пустое сердце никого не тронет. Я много наблюдаю, этого требует профессия: видеть, разуметь, передавать. Замечаю, нынешнее поколение само себе неинтересно. Потому страстно хочется наполнить молодые души, научить их переживать тексты. А иначе как они донесут высокие чувства до слушателей?»

Своими актерскими наставниками считает Елену Ивановну Псарёву и Юрия Леонидовича Ицкова: «Это было счастье — находиться с ними рядом на сцене. Ловил каждый жест, каждый взгляд, интонацию. Они играли, а я постоянно у них учился».

А еще Олег готовит. Ум-м, пальчики оближешь. Сказано же, талантливый человек… Годы, проведенные в Тбилиси, сказались на любви к грузинской кухне. Чахохбили, сациви — это запросто, но особое пристрастие к выпечке, к пирогам.

ФИРМЕННЫЕ КАПУСТНЫЕ ПИРОЖКИ ОТ ОЛЕГА ТЕПЛОУХОВА

«Капусту мелко нашинковать и обжарить. Чуть-чуть воды и 3-4 ложки сметаны, под конец разбить яйца. Начинка готова. Пресное тесто нарезаем кружочками, заворачиваем начинку и поджариваем в масле. Вот и пирожки». Кто едал – сказка!

ОмскПресс