Неправильное кино не приносит денег, но все равно снимается

Общество

Неправильное кино не приносит денег, но все равно снимается

«Артхаус» и «мейнстрим». Два модных словечка, употребляемых в беседах кинолюбителей, два до конца не понятых и вызывающих споры течения. О чем споры? А о том, собственно, что оно есть такое — «артхаус», и как отделить единичные зерна артхауса от плевел мейнстримной кинопродукции?

В октябре на афишах развлекательных мероприятий города красовались плакаты, возвещавшие о кино для избранных: ARTE, фестиваль неправильного кино. Кто и для чего вкладывает деньги — а кинематограф, как известно, один из самых затратных видов искусств — в создание столь рискованного проекта, как авторское кино? Зачем прокатчикам связываться с фестивалями «для гурманов» — ведь здесь нет массовости, а значит, о какой прибыли может идти речь? И каков он — зритель, ценитель артхауса? Давайте вместе попытаемся разобраться.

Начнем с режиссеров

Свою точку зрения по поводу «что это такое и для чего оно нужно (и нужно ли?)», высказали два омских режиссера, колдующие над камерой по разные стороны «баррикады».

Денис ПАВЛЕНКО, режиссер («Фантазм: Реинкарнация»), приверженец мейнстрима:

— Я люблю масштаб. Артхаус для меня — это такая вещь, когда режиссёры не имеют ни финансов, ни умения снимать красиво, ни техники, ни внятного сюжета. Поэтому они снимают камерой с рук, без киноприёмов, а потом говорят, что это артхаус. В чём прикол — снимать стакан воды, в который капает вода из самовара, а затем рука его передвигает, и вода капает на стол? Если в этом заключена мысль, которую понимает только сам автор, то этот фильм ничего не дал зрителю. Существует много хороших фильмов для массового зрителя, наполненных драматизмом и смыслом, и этот смысл понятен всем. Например, «Тёмный рыцарь», «Социальная сеть», «Бойцовский клуб», «Начало». У последнего бюджет 160 млн долларов и куча эффектов. Он собирает 817 млн в мире и будоражит умы долгое время. И это не артхаус! Мне нравится, когда в кино приходят зрители любого пола и возраста и выходят из зала в восторге.

Татьяна ДАНИЛОВА, режиссер («Тени», «Вирус», «Skate for life»), сторонник артхауса:

— Сейчас понятие артхауса дискредитировано, причем самими режиссерами. Каждый пятый снимает авторское кино за 3 рубля, наполняя его эпатажем, натуралистичными сценами, а потом кричит: «Вы меня не поняли, это артхаус, он не для всех!» Так режиссеру проще защитить себя. Я подобные фильмы считаю ширпотребом, порочащим истинный артхаус. Придерживаюсь такого мнения: либо его делать хорошо, либо вообще не делать. Артхаус -это высокохудожественное кино, к которому нужно прийти.

Вспомним «Зеркало» Тарковского. В нем же миллион символов! В каждый кадр заложен смысл, который разгадываешь раз за разом. Это кино не для денег и не для галочки. Кино, в которое вложена душа. Режиссер разговаривает с теми, кто имеет тот же ключ, что и у него. Задача кино — не научить чему-то, а чтобы человек почувствовал себя менее одиноким. Если хотя бы один человек уйдет с просмотра не просто так, а задумается над чем-то, поменяет что-то в своей жизни — значит, режиссер уже не впустую работал. Артхаус -это кино, которое делается не ради того, чтобы всей толпе понравиться. И поэтому оно очень редко приносит деньги, хотя и получает больше наград в Каннах и на «Берлинале». Практически все, кто снимает артхаус, имеют то, за счет чего они живут. А кино снимают не для заработка — для души. Меня ничто не заставит делать мейнстрим. Только смотря артхаус, снимая его, я как режиссер могу чему-то научиться. И очень печально, что сейчас большая масса зрителей даже не может назвать по именам режиссеров, снимающих настоящее высокохудожественное кино.

Зачем вам это?

Такой вопрос мы задали директору киноцентра «Вавилон», постоянному прокатчику «странного» кино. Собственно, интересовала финансовая сторона дела: капитал на авторском кино не сколотишь, так стоит ли кинопрокатчику жертвовать драгоценными часами в зале ради. а чего, собственно, ради?

— Я, в первую очередь, коммерсант, поэтому, конечно, меня интересует прибыль от кинопроката, — не стал лукавить Борис СОБКО. — Но должен заметить, что везде, где работал раньше, всегда принимал участие в показе фестивальных фильмов. И на эти фильмы всегда находился зритель. Фестивальное, «неправильное», артхаусное кино — называйте, как хотите, — это почерк нашего кинотеатра, его особенность, привлекательность: проявление лояльности к зрителю. И это тоже делается из коммерческих — рекламных — соображений. Конечно, к выбору проекта подхожу ответственно: заранее ищу необычные фестивали, провожу отбор, узнаю, где, что и как идет, каким успехом пользуется. Если вижу, что зритель придет -предлагаю свою площадку.

Зритель, открой личико!

Что же такое артхаус с точки зрения не профессионала, а зрителя? Один ценитель качественного кино, нередко проводящий время в узком кругу друзей за просмотром «неправильного» кино, поделился с нами своим мнением.

Данил Никифоров, программист:

— Под артхаусом я понимаю кино, которое делается меньше всего для коммерческой выгоды, несущее определенный посыл зрителю от автора. Этим такое кино и примечательно: оно заставляет задуматься над определенными вещами, своими взглядами на жизнь, оно запускает внутренний диалог. Я выбираю артхаус, когда мне хочется освежить свои мысли, найти ответы на определенные вопросы.

Я сужу о том, артхаус это или нет, по личным впечатлениям от фильма. Вообще любая классификация условна. Может понравиться одна идея в фильме, которая хорошо раскрыта, и только из-за этого я скажу, что это артхаус. Но, тем не менее, могу назвать режиссеров, которые снимают именно «кино не для всех». Первые приходящие на ум: Джим Джармуш, Андрей Тарковский, Даррен Аронофски, Эмир Кустурица, Такеши Китано.

ОмскПресс