Охота открылась, а проблемы остались

Общество

Охота открылась, а проблемы остались

15 ноября в Омской области открылась охота на копытных животных. К настоящему моменту прошло уже полгода, как был принят Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Произошли и перестановки в среде контролирующих органов. Это повлекло за собой значительные изменения в охотничьей сфере, которым сегодня уже можно дать оценку.

Итак, сначала напомним содержание нового охотничьего закона. Кстати, предыдущий был принят еще в Российской империи в 1892 году. Основные изменения заключаются в принципах распоряжения охотничьими ресурсами и в исполнительном органе. Отныне крупная часть угодий призвана сдаваться в аренду, а государственный контроль вот-вот должен свалиться с плеч Минсельхоза на Министерство экологии и природных ресурсов. Однако при первом же прочтении закона в глаза бросаются серьезные недоработки.

По словам Ивана ИВАНОВА, председателя омского отделения «Росохотрыболовсоюза», закон писался специалистами, живущими в европейской части России, и, соответственно, в нем отражены проблемы именно тех территорий. А в разных регионах охота и методы ведения охотничьего хозяйства совершенно разные. Вывод прост — проблемы Сибирского охотхозяйства, как и, например, Дальнего Востока, оказались фактически не затронутыми.

Далее, закон удобен тому, кто обладает значительным финансовым потенциалом, и выходит за рамки малого и среднего бизнеса. В подтверждение -аукционы по аренде охотничьих угодий, где диктовать свои условия могут только люди с большими деньгами.

«Конечно, в развитие охотничьего хозяйства нужно вкладывать немалые средства. Но однозначно, что весомых вливаний в охотхозяйство со стороны большого бизнеса не будет — там хорошо умеют считать деньги, -отмечает Иван Иванов. — Охотничье хозяйство должно включать в себя и НИИ, занимающиеся перспективами и разработкой определенных положений в охоте, и крепкие охотхозяйства, и промыслы. А ставка сделана на большой бизнес. В итоге концепция вышедшего закона полностью игнорирует возможность использования опыта прежней системы ведения охотхозяйства, между прочим, обкатанной многими десятилетиями». Пока, впрочем, система аукционов не работает, ибо отсутствует комиссия, занимающаяся этими вопросами.

Остается отметить, что закон все-таки появился и вступил в силу, а это — главное. По словам Ивана Иванова, сейчас в любом случае есть что-то, что можно корректировать и дополнять.

Второй актуальный вопрос заключается в возрождении Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Фактически, эта организация — преемник отдела Охотнадзора в Россельхознадзоре. Да и круг вопросов остался почти тем же. Разве что появилась необходимость контроля арендных охотничьих хозяйств. Но здесь сокрыта еще одна неувязка. Управление располагает слишком малыми кадровыми ресурсами, проще говоря, на настоящий момент имеет всего четыре человека на область. Для сравнения, отдел Охотнадзора еще в прошлом году имел как минимум по инспектору на район. Имеет место и недостаток техники. Поэтому, по мнениям как специалистов, так и рядовых охотников, наши безграничные территории остались фактически неприкрытыми. Как отметил один из критично настроенных охотников, «руки стали короткими, а пальцы -редкими, которыми не ловить, но только погрозить можно».

Некоторые успехи в работе все-таки достигнуты. По словам Анатолия ПЕНЬКОВСКОГО, начальника Управления омского минсельхоза, двое арендаторов лишились своих угодий, деятельность еще четырех охотхозяйств находится в административном рассмотрении. Регулярно проводятся рейды по борьбе с браконьерами, в том числе и с использованием авиатехники, — с начала года составлено 87 протоколов и взыскано 214900 рублей штрафов. Что, впрочем, не идет ни в какое сравнение с результатами проверок прошлых лет, когда сотрудники Охотнадзора составляли за год в десять (!) раз больше протоколов. А сколько времени потребуется, чтобы выйти на прежний уровень, сказать сложно.

ОмскПресс