«Ремарки» Марка Мудрика

Общество

«Ремарки» Марка Мудрика

Вышел в свет сборник рецензий и интервью с мастерами театра омского театрального критика и литературоведа Марка Мудрика

«Болдинские осени» бывают разные и в разные периоды жизни, если бывают вообще. «Болдинская осень» омского театрального критика и литературоведа Марка Мудрика нагрянула примерно в 2004 году, когда ему было, «на минуточку», уже 73 года. Тем не менее, за шесть лет Марк Мудрик написал и издал семь (!) «штучных» книг, которые, никого не спросив, обязательно войдут в историю Омска. Поскольку в них в высокохудожественной форме представлены удивительные люди и удивительные судьбы, так или иначе связанные с нашим, казалось бы, обыкновенным городом.

Вообще трудно переоценить вклад Марка Мудрика в заполнение «белых пятен» истории Омска. Недаром для представления его книг в областной библиотеке имени А. С. Пушкина выделен специальный стенд. И поверьте, стенд этот производит весьма сильное впечатление на людей, не равнодушных к нашей истории и культуре (а такие еще остались).

Всего в авторском «багаже» Марка Мудрика 10 книг «Крайняя» только что вышла из типографии. Название у нее простое — «Ремарки». В ней собраны под одной обложкой театральные рецензии, статьи автора и его интервью с людьми театра. Открывает книгу рецензия на спектакль в омском театре драмы «Мария Стюарт» (1967 год), а завершает — статья председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина о сборнике рецензий Марка Мудрика на спектакли омских театров 2000-х годов. «Наверное, нам сегодня трудно оценить значение такой работы, — пишет Александр Калягин, — но именно по подобного рода обзорным статьям будут наши потомки узнавать о том, каким был театр, чем он жил, какую роль играл в жизни современников».

Книга «Ремарки» разбита на три раздела. Раздел «Из старых подшивок» — это рецензии на некоторые спектакли, представленные в Омске на протяжении почти сорока лет. Причем не только омскими театрами — например, завершается раздел статьей о Сергее Юрском и его творческом вечере в омском Доме актера в 2004 году.

«Конспект сезона» посвящен каждому из театров Омской области, точнее — их спектаклям уже XXI века. Ну а поскольку сегодня о новых спектаклях омских театров почему-то принято говорить, как о покойниках — или хорошо, или ничего, — то весьма откровенные и нелицеприятные рецензии Марка Мудрика наверняка ввергнут омских театралов в состояние ностальгии по тем временам, когда критика была действительно объективной критикой, а не «девочкой по вызову».

Третий раздел — «Собеседники». В нем представлены интервью журналиста Марка Мудрика с людьми высокого искусства, и не только театрального. Какие имена, какие люди?! Марк Захаров, Михаил Ульянов, Валентин Распутин, Алиса Фрейндлих, Валентина Талызина, Спартак Мишулин (кстати, бывший актер омского театра драмы), драматург Владимир Гуркин, певец Юрий Гуляев… Причем в беседах с Марком Мудриком эти люди раскрываются с самых неожиданных сторон… Что, впрочем, не столь уж удивительно при его профессионализме журналиста.

Безусловно, эта книга обречена стать библиографической редкостью, ибо ее более чем скромный тираж никак не соответствует тому интересу, который она представляет для театралов, людей театра, да и культуры вообще. Нельзя не отметить и то, что высокому содержанию книги сопутствует и высокая «форма» издания. Художник Дарья Решетникова, дизайнер Вячеслав Власов и «Омскбланкиздат» представили миру особое произведение издательского искусства. И это самодостаточное произведение тоже будет принадлежать истории Омска.

ОмскПресс