Над омичами ставят эксперименты

Общество

Над омичами ставят эксперименты

Омский зритель многое повидал на своём веку: и драматических актёров, играющих на музыкальных инструментах, их работу на одной сцене с куклами, удачные постановки по произведениям Н. В. Гоголя (после показа все артисты и зрители невредимыми добирались до дома) и много ещё чего необычного. Но и сегодня в театрах города омичи не перестают удивляться. Правда, в отличие от столичных коллективов, наши артисты используют для этого менее эпатажные средства.

О душе

Музыкальный театр в прошлом сезоне показал омичам свою новую премьеру «Свободная пара, или Прелести любви». После спектакля в фойе ещё долго не утихали споры зрителей, у гардероба омичи высказывали свои мнения об увиденном. «Это что же за безобразие, — делилась впечатлениями со своей подругой дама преклонного возраста. — Разве можно такое показывать, да ещё в театре». Как оказалось позже, её возмущала первая сцена спектакля, которая проходила в душе, где, разумеется, героиня была голой. Такой откровенный поворот в музыкальном театре на ура восприняли омичи молодого поколения. По их мнению, сегодня театр должен быть интересен зрителям, ему должно быть любопытно сюда идти, открывать для себя что-то новенькое. А нафталиновая атмосфера, царящая в старых театрах, малопритягательна. «А мне спектакль понравился, я даже не ожидал от музыкального этого, — рассуждал мужчина средних лет, обращаясь к своей спутнице. -Думал, будет всё, как обычно, поскучаю, а тут интересный подход -на сцене театра мы наблюдали за съёмками кино. Этого, признаться, я ещё не видел. Браво!»

Про это

Шокировал публику и омский драматический театр. В прошлом сезоне здесь показали «Лисистрату» Аристофана. За эту античную комедию уже брался коллектив Лицейского театра, ребята с большой долей иронии обошли все пошлые места, и спектакль получился неожиданным и интересным. Хотя, признаться, было и непонимание среди молодёжи — как в театре недвусмысленно показывать «про это». В драматическом театре ушли от предрассудков и показали всё как есть, в истинном свете. Впрочем, добавили немного гротеска, чтобы зрителям попонятнее было. После такой интерпретации античности омичи долго потом приходили в себя, и рассуждения о спектакле, начавшиеся еще у гардероба, продолжились в театральных автобусах по дороге домой. Многие из них искренне не понимали, как Валерий Алексеев — артист высочайшего класса, может играть в спектакле, где мужчины только и думают, как предаться любовным утехам со своими жёнами, да ещё и одну из главных ролей.

Инновации для зрелищ

В ТЮЗе сегодня идёт очередная премьера Анны Бабановой «Али-Баба и сорок разбойников». Мало того, что этот спектакль сделан в египетском стиле, так здесь ещё в нём занята абсолютно вся труппа театра. Актёры сами поют и танцуют, играют на восточных барабанах и бегают по сцене на джолли-джамперах (ходулях). Ещё одна фишка спектакля — действие начинается задолго до третьего звонка. Это, признаться, заставляло зрителей слегка понервничать. Когда они приходили в зал, то начинали поглядывать на часы, ведь время до начала спектакля у них ещё было — а на сцене уже разворачивается действие. При этом параллельно в театре раздаются звонки к началу представления.

В театре-студии А. Гончарука зрителей встречают задолго до начала спектакля, и даже не в фойе театра. Придя однажды на спектакль, я сама была приятно удивлена. На подходе к санаторию, где играет труппа, меня и ещё нескольких зрителей встречала «группа сопровождения vip-персон». Они смотрели во все глаза, чтобы с нами ничего не случилось, и, как водится у телохранителей, аккуратно провели нас до дверей. Правда, перед тем как зайти в эту самую дверь, сопровождающие попросили нас сесть на корточки и пригнуться, чтобы проверить, нет ли «врагов на горизонте».

Анна Бабанова, режиссёр:

— В театре нужно двигаться и не бояться. Ведь это всегда интересно, когда берёшь материал и начинаешь с ним работать. А в результате даже представления не имеешь, что из этого получится. В спектакле «До последнего мужчины» я включила в действие кукол, а сейчас вот готовим спектакль с Александром Гончаруком, где актёрам предстоит играть самостоятельно на рок-гитаре. Кстати, он сейчас этим активно занимается, берёт уроки. Театр не должен стоять на месте, нужно постоянно что-то искать, экспериментировать. Так и актёры открывают в себе новые черты, и зрителям интересно. По-моему, классический подход в театре используют только те, у кого фантазия на нуле, они её исчерпали. Ведь новое в театре — это интересно и необычно. Вот, к примеру, в постановке «Али-Баба и сорок разбойников» актёры ходят на джолли-джамперах. Когда им это предложили, у всех было много вопросов. Но после того как я прочитала в Интернете, что эти ходули приравниваются к роликам, уже через час актёры свободно бегали в них по сцене.

Юрий Шушковский, режиссёр:

— Экспериментировать на сцене можно со всем, здесь и материал можно взять необычный, и формы подачи придумать, да всё, что угодно. Интересной, на мой взгляд, в этом отношении была постановка пермского коллектива из любительского театра на фестивале экспериментального театра. Они показали чеховскую «Шуточку», при этом от самого произведения осталось только 10-15 строк, всё остальное импровизация актёров. При этом сделать Чехова импровизационно и легко — удаётся далеко не всем профессионалам.

В театр люди приходят за впечатлениями, поэтому нам, актёрам и режиссёрам, нужно сделать всё возможное и невозможное, чтобы, выйдя из театра, зрители продолжали размышлять о спектакле, о проблемах, которые в нём поднимались.

В одной из последних работ театра «Студия» Любови Ермолаевой» «Мой бедный Марат» мы применили необычный приём кинокадров и коллаж Санкт-Петербурга современного и военного. Здесь переплетаются и темы войны, и после военной жизни, и общечеловеческие, и любовный треугольник. Вот такой многослойный материал я называю трёхмерным, такими и должны быть постановки в театре. К сожалению, сегодняшняя драматургия плоская, что вижу, то пою, в основном поднимается одна тема и показывает, как актёры с ней работают.

ОмскПресс