Сезон будет коротким?

Общество

Сезон будет коротким?

Для российских турфирм финансовый кризис начался даже раньше, чем для многих других компаний России. По оценкам экспертов, его негативное влияние уже привело к сокращению продаж туристических путевок на 10– 25%. На омских турфирмах кризис отразился в разной степени: кто-то его вообще не заметил, а кому-то пришлось временно прикрыть туристическое направление бизнеса.

  На проходившем с 9 по 11 апреля в Новосибирске международном туристическом форуме «Турсиб-2009» состоялся круглый стол «Региональный туризм в условиях социально-экономической нестабильности». На нем отмечалось, что до кризиса российский рынок туризма характеризовался как один из наиболее быстрорастущих и доходы от туристического бизнеса составляли 1,5% ВВП. Стабильно росли и доходы туроператоров, причем это было характерно не только для России, но и для мирового туристического рынка. Сейчас ситуация в большинстве стран тоже одинакова: поток туристов резко сократился, авиаперевозчики, отельеры, туристические компании находятся на грани рентабельности, а то и несут убытки. Некоторые турфирмы не выдерживают и разоряются – по данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, на начало февраля 2009 года из-за кризиса закрылось более 10% российских турагентств.

  Для российских турфирм финансовый кризис начался даже раньше, чем для многих других компаний России. Темпы роста замедлились еще в середине 2008 г., когда стали резко подниматься цены на нефть и, соответственно, на авиатопливо. Потом нефть «упала» почти на треть, цена на топливо тоже снизилась, хоть и гораздо скромнее, да только поздно – клиенты стали менее платежеспособны. И если по оценкам Всемирной туристической организации ООН, в 2008 г. рост на мировом рынке туристических услуг составил 2%, то на текущий год прогнозируется в лучшем случае рост 0,5%.

  В сложившихся условиях каждый пытается выжить как может: сокращают расходы на персонал, стараются привлечь клиента различными спецпредложениями или программами скидок. Многие гостиницы мира сейчас снижают цены на свои услуги, например стоимость двухместного номера в одной из популярных гостиниц Москвы (самой дорогой столицы мира) опустилась с обычных 4900 рублей до 2800 рублей за ночь.

  С турфирмами дело обстоит по-разному. До весны на туристическом рынке массовых отказов от турпутевок не наблюдалось. Возможно, потому что путевки были проплачены заранее, еще в «докризисный» период. А вот по поводу летнего сезона 2009 г. на российском туристическом рынке высказываются опасения. В частности, прогнозируется неизбежное уменьшение глубины продаж: люди не могут планировать отдых на 3–6 месяцев вперед. Ожидается «дрейф» спроса к низкобюджетному отдыху и внутреннему туризму. Для многих туркомпаний, характеризующихся небольшими объемами операций, ограниченным ассортиментом и узкой сетью дилеров, вообще существует высокая вероятность банкротства или поглощения. Впрочем, большинство туроператоров не согласны с последним пессимистичным прогнозом, поскольку считают, что у малых и средних компаний сейчас даже больше шансов для выживания: они более мобильны, способны быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям, тогда как у крупных цена ошибочных действий может быть намного выше.

  Добавим, что в 2009 году правительство России намерено предпринять дополнительные усилия для поддержки турбизнеса в целом и внутреннего туризма в частности. Как ни странно, но именно благодаря кризису российские турфирмы, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и прочие властные структуры смогут наконец разобраться в своих взаимоотношениях, усовершенствовать законодательные акты, схему туристического рынка. Уже разработан целый комплекс мер, вплоть до поправок в Административном и Уголовном кодексах, и все эти меры призваны увеличить ответственность туроператоров и укрепить финансовые гарантии в области туристических поездок. Изменения коснутся и финансирования развития российского туризма, и создания прозрачного, понятного рынка туристических услуг.

  Как показал опрос «Обозревателя», на омских турфирмах кризис отразился в разной степени: кто-то его вообще не заметил, а кому-то пришлось временно прикрыть туристическое направление (например, известному турагентству «Саквояж» – так нам сообщили в офисе агентства).

  Но буквально все действующие туроператоры единодушно отмечают: вопреки расхожему мнению, рублевые цены на зарубежные туры с прошлого года практически не изменились. Да, их стоимость в валюте существенно снизилась, но ведь и рубль с того времени существенно упал.

  Не отмечается и особого «дрейфа» спроса в сторону внутреннего туризма. Причину этого практически все туроператоры видят в том, что цены на внутренние туры и даже на отдых в Омской области вполне соразмерны с ценами для эконом-класса где-нибудь в Турции или Египте. Последний момент настолько заинтересовал «Обозреватель», что мы решили провести беглое сравнение цен туров за рубежом и дома. И действительно, изучение сайтов омских турфирм показало, что, например, день в турецкой Анталье и в египетском Шарм Эль Шейхе, в одноместном номере класса не ниже 3*, в формате «все включено», обойдется сейчас от 2600 рублей (вместе с ценой перелета). В омских же санаториях – до 4390 рублей. Конечно, VIP-номера того же «Серебряного бора» или «Коммунальника» куда круче «трех звездочек» в Египте, но пляжи и коралловые рифы Красного моря, наверное, будут поинтереснее родных берегов Иртыша. Правда, в Египет, Турцию и Испанию на день-два отдохнуть не слетаешь (исключения мы не рассматриваем), так что и у омских Подгородки и Чернолучья есть свои неоспоримые преимущества.

 

  Ирина Титарь, директор ООО «Вокруг света»:

  – У нас довольно крупная компания, работаем круглый год, без выходных и сезонных перерывов. И честно говоря, о кризисе мы знаем только по теленовостям. Цены на туры держатся на уровне прошлого года, особого изменения структуры спроса или глубины продаж не отмечается: сейчас у нас уже заказывают туры на август-сентябрь.

 

  Ирина Бондарева, директор «Бюро путешествий № 1»:

  – Снижения объемов продаж по зарубежным турам у нас пока нет, да и не ожидается: те, кто привык отдыхать за рубежом, на внутренние туры, как правило, не переходят. А вот глубина продаж, действительно, уменьшилась: если в апреле 2008 года у нас заказывали на лето, то сейчас многие ждут горящих путевок, которые можно будет приобрести за 1–2 недели до тура. Безусловно, мы приняли свои «антикризисные меры»: расширили ассортимент услуг, например ввели бесплатные выезды в офисы клиентов, подарки для клиентов, увеличили объемы рекламы. Ну а «оптимизировать» свой штат не стали – он у нас и так оптимальный.

 

  Ольга Жукова, менеджер зарубежного туризма компании «Омсктур»:

  – Объемы продаж незначительно снизились, а вот глубина – нет: сейчас заказывают туры и на август. Впрочем, сезонные продажи только начались, и выводы делать еще рано. Что же касается изменения спроса, то, конечно, у каждого туриста свой кошелек, но могу отметить даже увеличение интереса к зарубежным эконом-турам. В формате «все включено» они бывают дешевле, чем отдых в санаториях Омской области или Краснодарского края, ну а сервис, конечно, несравним.

 

  Андрей Железняк, менеджер туристической компании «Три Кита»:

  – Действительно, рублевые цены на зарубежные туры в основном остались неизменными, ну а на внутреннем рынке можно отметить разве что небольшой рост цен на «массовые» туры, например алтайские или Краснодарского края. Глубина продаж снизилась основательно: сейчас она составляет в среднем месяц, тогда как в апреле 2008 года средняя глубина продаж составляла 2–3 месяца и даже были заказы на сентябрь. Вообще, должен отметить, что 2008 год для нашего бизнеса был самым благополучным.

  Сегодня структура спроса, безусловно, изменилась. Те, кто у нас раньше заказывал зарубежные туры на «пять звезд», теперь предпочитают «четыре звезды», но… в те же страны. Ожидаем оттока из «экономного» сегмента – клиентов, которые раньше могли накопить 40–100 тысяч на отдых вдвоем в Турции, Египте или Испании. Но пока этого не наблюдается. Ну а сезон, скорее всего, будет коротким: по оптимистичным оценкам, начнется в мае, по пессимистичным – в июне, а закончится где-то к середине августа.

  А что касается большей «кризисной устойчивости» малых компаний по сравнению с крупными, то это весьма спорно. Наша компания – один из лидеров туристического бизнеса, и штат и сеть у нас были соответствующими – до 20 менеджеров по продажам, офисы в каждом районе города. И конечно, от кризиса нам досталось гораздо серьезнее, чем фирмам со штатом из двух человек и офисами по 10 квадратных метров. Большую часть сотрудников нам пришлось сократить или отправить в «сезонный отпуск», максимально снижены непрофильные издержки – банкеты, бонусы клиентам и т. д. Закрыли два офиса, рекламу свели к нулю – до того момента, когда всплеск обращений «просигналит» нам, что пора запускать рекламу (именно в такой последовательности, и сезон здесь свое слово еще скажет). И тем не менее, считаю, что в кризис потенциальные клиенты начинают особенно высоко ценить репутацию турфирмы, «бренд», имя и больше ориентируются именно на серьезные фирмы.

 

  Что прогнозируется?

  • Ускорятся тенденции укрупнения бизнеса, произойдут процессы слияния и поглощения как на российском, так и на международном рынках.

  • Могут быть заморожены долгосрочные проекты, такие как строительство туристической инфраструктуры, в том числе отелей, покупка розничных сетей.

  • Сократятся расходы на продвижение турпродуктов, дорогостоящую имиджевую рекламу.

  • Туроператорам приходится сокращать число чартеров и мест в гостиницах, выстраивать бизнес так, чтобы избежать переизбытка предложения, грозящего убытками, а значит, у туриста будет меньше возможностей улететь в тот же Египет или Турцию по низкой цене.

  • Предполагается также, что сами туристы будут отдавать предпочтение лучшему соотношению цены и качества, спрос сконцентрируется на более экономичных турах.

 

  Кризисный позитив

  • По данным Всемирной туристической организации (ЮНВТО), туризм показывает большую устойчивость, чем другие секторы экономики, такие как строительство, продажа недвижимости или машиностроение. Ключевым сектором является недвижимость в Испании.

  • Кризис вызовет еще большую потребность в отдыхе и реабилитации населения.

  • По прогнозам Ростуризма, увеличение объема внутреннего туризма в России ожидается на уровне 4–5%.

  • В результате сокращения выездного туризма сократится и отток капиталов, а это порядка 20 млрд долларов ежегодно.

  • Ожидается, что возрастет спрос на отечественные туристическо-курортные услуги.

  • Кроме того, падение курса рубля приводит к тому, что Россия становится более привлекательной страной для иностранцев, чем ранее.

 

  КСТАТИ…

  В совокупности на 30% снизили свои цены китайские хотельеры и авиаперевозчики для поддержания иностранного въездного турпотока в Поднебесную, в том числе и из России. По оценкам российских экспертов туррынка, китайский подход к туристическому бизнесу оказался наиболее гибким в условиях кризиса в сравнении с другими рынками, что позволило удержать российский турпоток в эту страну на докризисном уровне.

 

Вадим СЕМИН

ОмскПресс