Зазвучали на новый лад

Культура

Зазвучали на новый лад

Сергея Есенина за «осовременивание» русской культуры называли бунтарём и революционером. Сегодня же интерпретация традиций предков не только не выходит за рамки приличия, но и помогает возрождению и сохранению этих традиций. Об этом «Вечёрке» рассказали ведущие артисты омских коллективов.

Максим КОМЕНДАНТОВ,

солист-вокалист муниципального «Сибирского хореографического ансамбля «Русь»:

— Народную песню в её первозданном виде современная молодёжь не воспринимает, в отличие от старшего поколения. А на концертах зритель разный, поэтому мы стремимся сделать национальное искусство понятным и доступным для всех. Конечно же от истоков мы не отходим, но многое преобразуем. Время не стоит на месте, и то, что считалось хорошим лет пятьдесят назад, совсем не обязательно будет восприниматься хорошим и сегодня. Люди хотят слушать ту музыку, к которой они привыкли, не противоречащую современным течениям. Однако здесь важно не переборщить, чтобы во время преобразования не потерял своего многообразия национальный колорит.

Анна ЛУБНИНА, артистка балета ансамбля «Русь»:

— Безусловно, традиции нужно сохранять. Старшее поколение знает и любит национальную культуру, но ведь её нужно передавать и молодёжи. А как их привлечь? На мой взгляд,    только если в танце, к примеру, будут новые и интересные для них движения.

Мода меняется и на одежду, и на причёски, и на хореографию. Нужно оставлять основу танца обязательно, но приукрашивая современными движениями. Традиционные элементы русского танца — «дроби» и «вертушки», а если им добавить современное хореографическое прочтение, то это будет совсем другой стиль. Нам же нужно классические элементы русского танца, не изменяя до неузнаваемости, переделать в новую форму, добавить какие-нибудь движения или же разбить фигуру на несколько частей. Поэтому неонародничество — это не просто передел традиций, а воссоздание и сохранение их.

Виктор ГЛУХОВИЧЕВ, художественный руководитель ансамбля «Русь»:

— Народное творчество — синтез народного сценического танца, трансформация современной хореографии. При этом в своём подходе к русской культуре мы не отходим от корней, но делаем её понятной современным людям. Движения в танце можно подать по-разному: можно передавать их в первозданном виде, а можно подать в другой стилистике 1 или добавить современные элементы. Это станет не только интересно [многим, но и будет выгодно смотреться на сцене, как будто новый танец.

Анастасия 3A3B0H0ВА, домристка муниципального камерного оркестра «Лад»:

—   К   сожалению,      сегодня многие   омичи путают исконно     русский инструмент домру с казахской домброй. А  ведь домре уже более двух тысяч лет, играли на ней скоморохи и высмеивали бояр. Есть легенда,   что знатные вельможи собрали со всей Руси  эти инструменты и приказали сжечь. Уцелел каким-то загадочным образом только один экземпляр, по которому впоследствии и стали изготавливать другие домры. После этого рассказа ребята начинают интересоваться и инструментом, и национальной культурой.

По-моему, сегодня нужно правильно подать информацию, заинтересовать людей историей, обрядами, а не только сделать музыку более современной.

Елена ЩЕРБАКОВА, гусляр оркестра «Лад»:

— В своём стремлении по-новому взглянуть на древние традиции главное — не переборщить. К примеру, мы будем играть старинные песни новыми ритмами. А как молодежь потом узнает, какой изначально была мелодия? Ведь следующее поколение, наши дети и внуки, будут думать: как песня звучит сейчас, такой она и была в древние времена. И песня «Ой, мороз, мороз», скажем, звучала в джазовом стиле. Поэтому, мне кажется, нужно не только давать мелодиям новое звучание, но и обязательно показывать её исконный вид.

Геннадий ГЕРГЕНКОП, флейтист оркестра «Лад»:

— Русская культура очень богата, у неё древние корни, забывать которые ни в коем случае нельзя. Нужно стараться всеми силами донести её до сегодняшнего зрителя в том виде, в котором она создавалась. В то же время нужно передавать эти традиции новому поколению. Поэтому современная трактовка имеет право на жизнь, но и истоки не следует забывать.

Новые программы этих омских коллективов публика ждёт с большим нетерпением. Ведь помимо прекрасного владения инструментами и основами хореографи
и артисты балета, музыканты и их руководители обладают прекрасными качествами, без которых немыслима русская народная культура — особого рода задушевностью, тонким лиризмом и глубиной интерпретации. Еще артистам не изменяет художественный вкус, такт и чувство меры, благодаря чему их современные прочтения народных песен и танцев продолжают оставаться народной культурой, к наследию которой художники подошли творчески.

НЕ ПРОПУСТИ!               

• 25 октября в 18.30 на сцене  Музыкального  театра состоится премьера новой программы «Россия жива» Сибирского хореографического ансамбля «Русь».

• 28 октября в 18.00 во Дворце искусств им. А.М. Малунцева муниципальный русский камерный оркестр «Лад» представит концерт «О, Русь, — малиновое поле». В программе прозвучат уже полюбившиеся зрителям песни на стихи Сергея Есенина, а также совсем новые композиции. Специально для этой программы дирижёр оркестра Сергей Безбородов написал инструментовку песни Евгения Мартынова «У Есенина День рождения».

ОмскПресс