Виктор ШРЕЙДЕР: «Управляющие компании должна контролировать мэрия»

Общество

Виктор ШРЕЙДЕР: «Управляющие компании должна контролировать мэрия»

Мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР в своём докладе на Совете по развитию местного самоуправления предложил дать возможность муниципалитету контролировать деятельность управляющих компаний. Кроме того, он направил Дмитрию Медведеву инициативы, которые позволят защитить интересы дольщиков и дадут мэрии право требовать сноса самовольных построек через суд.

Совет по развитию местного самоуправления при Президенте РФ прошел в Москве 5 октября. Виктор Шрейдер выступил там с докладом, в котором содержались некоторые предложения, связанные с изменением нормативно-правовых актов федерального уровня.

— Эти вопросы мною не только озвучены, но и переданы конкретные предложения по внесению поправок, — сообщил мэр «Вечерке». — Наши предложения приняты и будут включены в протокол совещания, которое проводил президент Дмитрий Медведев.

Управляющие компании

Одна из основных задач, затронутых в выступлении омского мэра, — необходимость дать органам местного самоуправления право контролировать работу организаций, управляющих многоквартирными жилыми домами. Сейчас большая часть жалоб на управляющие компании (УК) поступают именно в муниципалитет, который, в свою очередь, не имеет права контролировать жилищников. Как раз предоставить органам местного самоуправления четко прописанные полномочия и предложил Виктор Шрейдер. В этом случае муниципалитеты смогут получать от УК информацию о состоянии жилья, которое передано в управление, и проверять их финансово-хозяйственную деятельность.

МНЕНИЕ

Виктор ШРЕЙДЕР, мэр города Омска:

— В целом была очень конструктивная беседа и очень конкретные поручения, если говорить о результате, — оценил свое участие в Совете Виктор Шрейдер. — Президентом даны конкретные поручения, в том числе и министерству регионального развития, поручения будут даны и Государственной думе, депутатскому корпусу — по оперативному реагированию на те предложения в части поправок федеральных нормативно-правовые актов, которые прозвучали на этом заседании Совета.

Кроме того, 6 октября я был приглашен к руководителю Администрации Президента РФ Сергею Нарышкину, где состоялся подробный разговор не только по теме Совета. Мы говорили и о проблемах обеспечения детей местами в детсадах. Сергея Евгеньевича очень заинтересовал наш опыт решения этой проблемы с помощью групп полного дня в школах для детей 5-6-летнего возраста.

Кроме этого, городские власти смогут взять под контроль целевое использование переданных бюджетных денег, что особенно актуально в рамках софинансирования капитального ремонта домов из бюджетов разных уровней. В список полномочий органов местного самоуправления могут добавить и контроль за тем, как определяется размер платы за содержание и ремонт жилья, а также установку критериев для оценки качества работы УК.

Еще Виктор Шрейдер обратил внимание на необходимость установить на уровне Федерации порядок передачи функций по управлению домом от одной компании другой. Сейчас такого порядка нет, и в результате собственники нередко получают квитанции на оплату сразу от двух управляющих компаний.

Благоустройство

Еще один проблемный вопрос, о котором рассказал мэр в докладе на Совете, — это благоустройство и озеленение города, а также сбор, вывоз и утилизация мусора. Эти пункты относятся к вопросам местного значения. В Омске несколько лет назад приняты и действуют Правила благоустройства, которые регулируют соответствующие вопросы. Вместе с тем муниципалитет сейчас не обладает правом устанавливать штрафные санкции, это -полномочия региональных ведомств.

— Президент отдельно акцентировал внимание на слишком либеральном подходе в определении мер ответственности за нарушение благоустройства или санитарного порядка территории, — пояснил Виктор Шрейдер, — и дал поручение подготовить предложения об их ужесточении. Это коснется и юридических, и физических лиц. В первую очередь — это будет ужесточение механизма штрафных санкций для нарушителей.

Самовольные постройки

Хотя основной темой Совета было функционирование служб, которые занимаются обслуживанием жилого фонда и отвечают за благоустройство территории, предложения Омска президенту касались и других вопросов. Например, самовольных построек. Сейчас в Градостроительном кодексе РФ сказано, что сносить такую постройку должен застройщик. Однако кто вправе предъявлять иски о признании постройки самовольной и ее сносе — не прописано. Полномочий у муниципалитета по подаче в суд исков о сносе таких объектов нет.

В администрации Омска уверены, что такие права за органами местного самоуправления должны быть закреплены законодательно. Ведь именно муниципалитет отвечает за городскую среду, а значит, в его интересах следить за соблюдением градостроительных норм, архитектурного ансамбля, безопасностью жизни и здоровья горожан.

В защиту дольщиков

Практика показывает, что нередко деньги дольщиков на строительство дома застройщик  направляет  на  другие цели (получение техусловий, разработку проектной документации и т. п.). Чтобы защитить права дольщиков в этой ситуации, мэрия предлагает законодательно обязать застройщика, который привлекает деньги граждан для строительства многоквартирных домов, открывать отдельный банковский счет по каждому объекту долевого строительства и вести отдельный учет доходов-расходов. Назначение счета — «зачисление денежных средств, поступающих в счет оплаты договоров долевого участия в строительстве многоквартирного дома». Такой счет в том числе нужен, если дольщик потребует вернуть ему вложенные деньги.

Контролировать использование застройщиком вложений участников долевого строительства может региональное ведомство, которое ведет «контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

Капремонт

По словам мэра, на Совете президент объявил, что вопрос о продлении срока действия федерального закона № 185-Фз уже решен. Пока речь идет о сроке в 1-3 года, тем не менее, проблемы в рамках этого закона остаются. Например, из-за низкой платежеспособности населения собственники помещений в многоквартирных домах, требующих значительных трат на их ремонт, сегодня зачастую не могут потянуть даже 5% софинансирования. И дома, которым капремонт нужен реально, господдержки не получают.

«На расширенном заседании Совета по развитию местного самоуправления Дмитрий Медведев отметил, что вопросы ответственности за благоустройство территорий в законодательстве сформулированы в самом общем виде. Глава государства согласился с предложениями представителей муниципалитетов конкретизировать некоторые аспекты этой работы на уровне федерального законодательства» (с сайта http://state.kremlin.ru).

Предложение администрации — внести в закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» изменения, которые дадут муниципалитету возможность определять долю участия собственников дома в финансировании капремонта. Это позволит органам местного самоуправления объективно оценить сумму, необходимую для проведения работ, а также установить возможную долю участия собственников в софинансировании с учетом платежеспособности населения каждого конкретного муниципального образования.

Еще одно предложение -предоставить муниципалитету право контролировать работы по проведению капремонта в многоквартирном доме.

ОмскПресс