Тыл Сталинграда

Общество

Тыл Сталинграда

— Если вы хотите услышать от меня героические истории про штыковые атаки, сотни подбитых вражеских танков, то такого я вам рассказать не могу. Я во время войны работал, просто работал, — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Петр МЕРКУЛОВ, осмотревший у линии фронта тысячи вагонов и починивший сотни километров железнодорожных путей.

Сейчас Петру Сергеевичу 85 лет, но когда началась война, он был простым сельским 16-летним парнем и жил неподалеку от Сталинграда, сначала в селе Вишневка, а затем на станции Ахтуба.

— Я учился, когда стали летать немецкие самолеты, школу закрыли, и я пошел в вагонное депо, устроился там чернорабочим, — вспоминает ветеран. — Я помогал осмотрщику вагонов, который проверяет техническое состояние воздушных тормозов. Потом и сам стал осмотрщиком. Без моей справки поезд со станции тронуться не мог — тормоза должны были быть исправными.

Насколько необходима была в годы войны профессия Петра Меркулова, свидетельствует тот факт, что в 1942 году вышел приказ Сталина вернуть с фронтов всех железнодорожников и сформировать из них военно-эксплуатационные отделения.

— Самый плохой железнодорожник — уже специалист: его надо учить и он сдаст экзамен на свою работу, — делится ветеран. — Кстати, знаете, почему, когда мы немцам под Москвой по шапке дали, мы их дальше не погнали? Да потому, что уже все разбомблено было, железных дорог целых не осталось. А на грузовике-полуторке разве много увезешь?

Хотя основной задачей солдата Петра Меркулова был осмотр вагонов, в свободное время его военно-эксплуатационное отделение «бросали» на восстановление взорванных дорог.

— Каждая вторая шпала была взорвана, а почти каждый рельс — они тогда были по 12,5 метра — поврежден как минимум в двух местах, — делится железнодорожник. — Шпалы и рельсы. Шпалы и рельсы. Мы восстанавливали полотно, потому что те, кто должен был это делать, не успевали. А как фронт обойдется без снабжения?

Вы когда-нибудь пилили рельс? Нет? А вот Петр Сергеевич с уверенностью заявляет, что в войну рельс перепиливал за 10-15 минут. Хотя, по словам ветерана, проще было сделать на рельсе насечки зубилом и бросить его на другой рельс:

— Он сам тогда отламывался довольно ровно, оставалось просверлить дырки, поставить накладки и соединить, — рассказывает Петр Меркулов и как-то забывает отметить, что весь этот каторжный труд он и его товарищи проделывали вручную. И такими нехитрыми методами они восстанавливали не десятки метров, а километры путей!

При этом отделения железнодорожников находились в непосредственной близости от фронта и постоянно подвергались налетам вражеских бомбардировщиков.

— Эх! Бедная моя земля — она от взрывов же качалась! Бывало, вся станция была усыпана консервами, валенками, шубами, патронами, хлебом, сахаром, — вздыхает очевидец страшных событий. — Я своими глазами видел, как горели Волга и Сталинград, хотя в городе и гореть было нечему — одни руины остались. Видел, как стаскивали разбомбленные вагоны — до фронта доходило едва ли две трети поездов. Горы из вагонов достигали двухэтажной высоты.

— Снабжали нас не очень хорошо. Помню, первый раз дали мне автомат американский. Так он даже телогрейку нашу не простреливал. Пуля в вате запутывалась! — смеется ветеран. — Уже в конце 1943 года нам выдали ППШ. С ними другая беда — они сильно мешали. Диск этот в ребра упирается, под вагон не подлезть — мешает. Да и стрелял я из автомата, только когда за бандеровцами охотились. В другое время по 8-12 вагонов в день отправлял.

Охоте на бандеровцев ветеран не особо рад. Его расстроили не полуторамесячные ночные перестрелки у небольших деревянных мостков, которые бандиты часто сжигали, а то, что из-за борьбы с националистами отделение не дошло до Берлина.

— В Венгрии я войну закончил, и в декабре 1945-го меня мобилизовали, вот и вся моя военная история, — улыбается Петр Меркулов. На груди у солдата, который за пять военных лет осмотрел и отправил в путь тысячи поездов, тускло поблескивают ордена и медали.

— Какая самая родная? — спросил я.

— Вот эта, — указал ветеран, — «За оборону Сталинграда».

ОмскПресс