Прощание со схемами

Экономика

Прощание со схемами

Участникам омского рынка агрострахования в этом году придется работать по новым правилам. По новому постановлению Правительства РФ, небольшие региональные компании, практически полностью поделившие между собой этот рынок, должны будут перестраховывать треть вырученных средств у федеральных страховщиков. Авторы закона, крупные страховые компании уверяют, что он призван лишь избавить рынок от мошеннических схем. Сами же региональные страхователи уверены, что это шаг к переделу рынка и попытка просто так заполучить их долю дохода. По мнению регионального минсельхоза, правила игры действительно необходимо менять, однако в условиях кризиса такое решение может привести к дополнительному сокращению рынка агрострахования и повышению рисков сельхозпроизводителей.

О том, что в ближайшее время российский рынок агрострахования, впрочем как и омский, ждут серьезные изменения, в конце марта на пресс-конференции в Омске рассказал член правления Национального союза агростраховщиков, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Николай Галушин.

 

  Все вокруг мошенники?

  По его словам, в этом году государственные субсидии для агрострахователей будут предоставляться по новым правилам. В настоящее время довольно узкий сегмент (сборы по стране за 2008 год — около 13 млрд рублей, то есть 2% от всего рынка) рынка страхования урожаев с государственной поддержкой представлен в основном сравнительно небольшими страховыми компаниями. И то благодаря тому, что они предоставляли услуги так называемого «схемного страхования». Для большинства товаропроизводителей страховые взносы, даже с субсидиями государства, — довольно значительная сумма. Среднее хозяйство должно отдать за это несколько миллионов рублей, причем, по условиям предоставления субсидий, еще до окончания сева, в то время когда у аграриев на счету каждый рубль. Поэтому такие страховщики, во-первых, предлагали аграриям ссудить необходимую сумму с помощью связанных с ними сторонних компаний, а также договаривались о гарантированном наступлении страхового случая. То есть сельхозпроизводители в любом случае возвращали себе свой взнос и сверху еще получали определенную сумму денег — за счет федеральных и прочих средств. Но при этом, стоило случиться настоящему неурожаю, производитель оказывался без полного возмещения своих убытков.

  При тотальном господстве «схем» крупные страховые компании с более традиционным подходом оказывались не у дел. Поэтому в 2007 году они решили создать Национальный союз агропоставщиков. Союз фактически стал противовесом аналогичной организации «Агропромстрах», созданной небольшими региональными компаниями. Все это время союз добивался создания требований к страхователям, и наконец в декабре прошлого года вышло постановление Правительства РФ № 1091, которое их установило. Согласно документу, отныне, чтобы получить субсидию, компания должна иметь международный рейтинг надежности, 850 млн рублей чистых активов и долю агрострахования в своем портфеле не более 20%. Таким требованиям, как несложно догадаться, удовлетворяют лишь члены НСА, да и то не все. Не удовлетворяющие требованиям страховщики тоже могут принимать участие в распределении средств, но при условии, что 30% от собранной или полученной от государства премии должны быть перестрахованы у тех, кто им соответствует. По словам Николая Галушина, такие правила необходимы, так как небольшая страховая компания с небольшим уставным капиталом просто не будет готова, например, к масштабным неурожаям — когда компании выплачивают в год намного больше средств, нежели они собрали. А перестрахование в данном случае этот риск перераспределит, а также сделает в принципе невыгодным использование схем. ии— Когда аграрий не понес убытки и получил 10 млн рублей — это мошенничество, — считает Николай Галушин. — Когда он понес убыток в 300 млн рублей и получил те же 10 млн рублей — это тоже мошенничество, а ему заплатили лишь за то, чтобы он просто не выступал. Поэтому мы боремся вовсе не за передел рынка и за то, чтобы нам перечисляли эти 30%, а за то, чтобы на селе был создан цивилизованный
рынок страхования, а мошенники сидели в тюрьме.

 

  Агрострахование по-омски

  В Омской области ситуация на рынке агрострахования ничем не отличается от общероссийской. Здесь также практически не представлены компании общероссийского масштаба, а рынок (413 договоров на страхование 56% посевной площади региона и при государственной поддержке в размере 298,6 млн рублей) между собой поделили сравнительно небольшие региональные компании. В частности, большая часть рынка принадлежит омскому филиалу новосибирского ЗАО «ЖАСО-М» и омскому филиалу кемеровского ЗАО СК «АгроСтрахование Сибирь». А в меньшей мере «отметились» ОАО СК «Царица» и ООО СК «Реал». Все эти компании не попали в список крупных страховщиков и будут вынуждены перестраховываться. До последнего же времени, по оценке омских членов НСА, они также в основном использовали схемы.

  — О каком реальном страховании может идти речь, если мы в прошлом году застраховали одно хозяйство «Колос» и из-за засухи нам пришлось выплатить ему 11 млн рублей — гораздо больше, чем оно заплатило, — рассказал «Обозревателю» заместитель директора ООО «СК «Согласие» Юрий Ковшов. — А тот же «ЖАСО-М» докладывает о том, что отдал столько же не одному десятку компаний и при этом еще остался в прибыли. А по идее, они должны были отдать за это бешеные деньги. Люди фактически пилят между собой государственные деньги.

  Впрочем, по мнению Юрия Ковшова, новые правила вряд ли приведут к переделу рынка уже в этом году, так как региональные компании, скорее всего, найдут способ «выкрутиться», однако в будущем возможна ситуация, когда многие из них уйдут с рынка. С оценками конкурентов категорически не согласен руководитель омского филиала «ЖАСО-М» Дмитрий Ратников.

  — Омская область в плане климата непредсказуема, так как это зона рискованного земледелия, — считает Дмитрий Ратников. — Например, вполне вероятна ситуация, что одно поле дождь задел, а другое обошел стороной. И соответственно, ситуация с урожайностью там будет совсем разной. А мы страхуем общие сборы урожая — не отдельно по каждому полю, а берется валовой сбор. Поэтому и получается, что мы не в убытке.

  Тем более если вы посмотрите отчеты минсельхоза, то, несмотря на эту засуху, урожай в прошлом году у нас был выше, чем в позапрошлом. Что бы ни говорили крупные страховщики, основная причина их действий — заработать деньги, ничего не делая. А потому они так рьяно и ездят по стране, выставляя всех мошенниками, а себя белыми и пушистыми. Тем не менее, господин Ратников, несмотря на новые требования, намерен поучаствовать в распределении бюджетных средств и выполнить все требования изменившегося законодательства. Впрочем, по мнению страховщика, существует вероятность, что решение все-таки пересмотрят. Дело в том, что представители ассоциации «Агропромстрах» сейчас активно пытаются убедить правительство отменить решение, и на их сторону недавно встала федеральная антимонопольная служба.

 

  В ожидании сокращения

  — Конечно, на мой взгляд, члены НСА защищают прежде всего свои интересы, а не сельхозтоваропроизводителя, — поделилась с «Обозревателем» заместитель министра сельского хозяйства Надежда Ивахнова. — И еще не факт, что именно они окажутся порядочными страхователями. Тем не менее, начинание все-таки нужное. 2008 год показал, что присутствующие на рынке агрострахования компании все-таки не в состоянии компенсировать предприятиям все убытки в полном объеме, так как у них недостаточно активов. Те предприятия, которые пострадали от засухи, получили убытки — и никто им их не компенсировал. Впрочем, сложившуюся практику схемного страхования мошенничеством и криминалом назвать нельзя, так как вся документация у компаний подготовлена в соответствии с законом.

  В любом случае, по словам Надежды Ивахновой, новый порядок приведет к тому, что старые схемы канут в Лету, а в следующем году станет окончательно ясно, кто из страховщиков на рынке действительно заслуживает доверия. Однако несмотря на то, что вроде бы порядок наводить в агростраховании необходимо, в условиях кризиса новые правила могут отразиться пагубно и на рынке страхования, и на сельхозпроизводителях. Аграрии, таким образом, лишатся гарантированного притока средств, а сам рынок может серьезно ужаться. Это и так произойдет и
з-за того, что в этом году размер государственных субсидий сократится до 61,2 млн рублей. Ко всему прочему еще и сами сельхозпроизводители, привыкшие к тому, что их страховые взносы всегда возвращаются, скорее всего, будут отказываться заключать договоры на новых условиях. И некоторые уже об этом заявили. Впрочем, в минсельхозе, скорее всего, будут рекомендовать переходить на страхование отдельных, наиболее сложных полей, чтобы не подвергать производителей серьезному риску.

  Как рассказала Надежда Ивахнова, в ближайшее время в минсельхозе состоится совещание с участниками рынка, на котором стороны придут к общему мнению, как дальше действовать в изменившихся условиях.

 

Артем ЧЛЕГОВ

ОмскПресс