Кем же я буду?

Кем же я буду?

Этим вопросом всё лето задавались абитуриенты всех вузов страны. Но вот наступило долгожданное 10-е августа — вышел приказ о зачислении. Кто-то нашёл свою фамилию в списке счастливчиков, кто-то нет. Но вопрос «кем же я буду?» остался открытым для всех. Некоторые поступившие узнают, на кого будут учиться, только после 1-го сентября.

Учиться буду. Но на кого?

В этом году абитуриенты столкнулись с таким новым понятием, как «группы специальностей» (объединение по сходным вступительным испытаниям). В прошлом году абитуриент мог выбрать только три специальности и упускал возможность участвовать в конкурсе на остальных. Сейчас, выбрав группу, он смог отметить в списке несколько специальностей или все, даже если их пятьдесят. Но здесь есть свои нюансы. Например, две сходные специальности одного факультета одного вуза могут оказаться в разных группах, и тогда абитуриент, желающий учиться на одной из этих специальностей, тратит сразу две из трёх своих возможностей подачи документов в группы. С таким неудобством столкнулись в этом году абитуриенты химического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Зачисление в вуз для многих абитуриентов также не означает окончания томительного ожидания. Абитуриент зачисляется не на конкретную специальность, а на группу специальностей вуза, и только после 1-го сентября станет известно, кем же он всё-таки будет

— Это создаёт большой психологический дискомфорт для поступающих, — считает ответственный секретарь приёмной комиссии ОмГУ Елена НИКИТИНА. — Человек, даже пройдя по конкурсу, не знает, на кого он будет учиться, например, на менеджера или бухгалтера, на филолога или журналиста. Так как главную роль в этом играет всё тот же проходной балл, который считает всё та же вычислительная система. Наши студенты узнали о результатах уже 10 августа.

Такая же ситуация и в СибАДИ, а например, поступившие в ОмГТУ останутся в неведении до начала первого семестра.

«Следитеза информацией!»

Некоторый ажиотаж создавали прошлогодние «слухи» о третьей волне зачисления. В этом году их было только две: первая — по показателям набранных баллов — до 5-го августа и вторая — по количеству сданных оригиналов документов — до 9-го.

— Было несколько очень обидных случаев, когда люди, слышав-

Сдали и экзамены и документы. Но на какую специальность?

шие о третьей волне прошлого года, вовремя не сдали оригиналы,

— рассказал ответственный секретарь приёмной комиссии СибАДИ Александр ТЕРЕНТЬЕВ.

— Поэтому мой совет для абитуриентов и их родителей — следите за информацией на сегодняшний день и не оглядывайтесь на прошлые годы. В новую систему приёма будут вноситься изменения каждый год, потому что она только устанавливается.

Зачем нужны специалисты широкого профиля?

Основная проблема этого года

— непонимание мно-ги-

ми абитуриентами и в основном их родителями новой двухуровневой системы образования. С каждым годом сокращается план приёма на специалитет, но увеличивается набор бакалавров. Так постепенно в России «приживляется» Болонская система образования. Недоверие к бакалавриату иногда доходит до абсурда: поступившие на очное бюджетное место могли забрать документы только потому, что не хотели становиться, по словам родителей, «недоученными специалистами».

— Сейчас наша молодёжь гораздо позднее взрослеет, — считает Александр Терентьев. — И это неверно — сразу требовать от молодого человека твёрдой позиции в вопросе, кем ему быть. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно хорошо понимать, на кого ты учишься, нужно быть уверенным, что за пять лет обучения не поменяются твои интересы. Очень обидно на пятом курсе вдруг осознать, что

выбранная профессия не твоя. Новая система даёт человеку выбор, а главное — время подумать.

Бакалавр получает общую фундаментальную подготовку для дальнейшей специализации, которую он впоследствии может получить либо в магистратуре, либо на рабочем месте. Специалист, выражаясь языком преподавателей, «более узко заточен», а бакалавр — это тоже специалист «широкого плана». Это такой же выпускник вуза с дипломом о законченном высшем образовании, который имеет право продолжить своё образование в магистратуре или пойти работать наравне со специалистами.

Бакалавр может сам моделировать свой образовательный маршрут при выборе профиля. Он может выбрать магистратуру, которая углубит его ранее полученные знания в определённой области, а может стать магистром и в противоположной. Например, сейчас многим специалистам в области точных наук не хватает экономических или юридических знаний. Магистр может восполнить эту нехватку — главное, сдать экзамены в магистратуру. Во-вторых, нужно отметить, что молодое поколение положительно принимает новую систему, потому что многих привлекает возможность через 4 года, а не через 5, как раньше, идти работать и начинать самостоятельную жизнь.

Яркий пример того, что и работодатели новую систему принимают, — это увеличение федеральных заказов на бакалавров, поступивших в вузы в этом году.

— Увеличился не только целевой заказ на бакалавров в наш вуз, -рассказал проректор по учебной работе ОмГТУ Александр МЫШЛЯВЦЕВ, — но и впервые поступил целевой заказ на магистров. И, как показывает статистика, с каждым годом он будет расти, потому что в нашем городе достаточно много наукоёмкого производства.

ОмскПресс