Юлия РАДЗИЕВСКАЯ: «Авторская кукла – уже давно подарок бизнес-класса»

Общество

Юлия РАДЗИЕВСКАЯ: «Авторская кукла – уже давно подарок бизнес-класса»

С 23 по 25 июля в Омске пройдет первый фестиваль авторской куклы. Одним из его организаторов выступила дизайнер-график Юлия Радзиевская, которая в августе прошлого года стала участником федеральной программы самозанятости и открыла мастерскую подарков «Газимурра». Авторская кукла, по словам самой Юлии, — удовольствие весьма дорогое и в нашем городе пока непопулярное. Хотя, например, в других крупных городах этот предмет давно считается бизнес-подарком.

— Юля, кто участвует в фестивале?

— Я и не думала, что мероприятие получит такой резонанс. Предполагалось, что у нас будет максимум 20 кукол — и все. Но сейчас у нас уже почти 100 экспонатов и около двух десятков участников! Среди них — мастера интерьерной куклы Лариса Медведева, Ксения Чефин и Лариса Жданеева. Своих текстильных кукол представят Елена Скутова, Юлия Гализдра, Ольга Дудова. Есть и любители, которые работают для себя и своих близких. Есть и такие художники, которые мастерят, но не могут найти пути реализации своих кукол.

Вообще, оказывается, в Омске много мастеров?кукольников, о которых мы не знаем. Они выставляются в других городах, в Москве например, где авторские куклы более востребованы. И там они популярны и известны.

— То есть у омичей авторская кукла непопулярна?

— Авторская кукла — удовольствие весьма дорогое. А наши арт-галереи еще и накручивают про? центов 50 сверху. Есть случаи, когда салоны заказывают мастеру куклу за 20–30 тысяч, потом срезают у нее паспорт (а у каждой авторской куклы есть паспорт — где, когда, из чего и кем она изготовлена) и выставляют у себя на продажу под видом «made in Europe» в несколько раз дороже. Продаж, соответственно, не так много: за такие деньги мало кто у нас может себе такое позволить. Поэтому и едут наши кукольники в столицу, где деньги другие и цены адекватней.

— Вернемся к фестивалю. Вы говорите, что он проводится в Омске впервые…

— Да, причем попытки организовать такое мероприятие неоднократно предпринимались. И, к сожалению, успеха не имели. Поэтому и реакция у коллег была разной. Одни, когда узнали о фестивале, очень скептически отнеслись к идее. Прямым текстом говорили: «До тебя это ни у кого не получилось, и у тебя не получится». Другие, наоборот, радовались и сразу же соглашались принять участие, предлагали помощь… Площадку под экспозицию нам предоставил ТК «Континент». Кстати, его генеральный директор Татьяна Вылегжанина сама вышла на меня с инициативой устроить фестиваль. В итоге организуем его совместно. Я понимаю, насколько это ответственно, и стараюсь сделать все на высоком уровне. Ведь это первый фестиваль, и от него зависит, будут ли следующие.

— На кого он рассчитан?

— На две категории. Первая — это коллекционеры авторских кукол, просто состоятельные люди, которые интересуются этим искусством и не знают, что в нашем городе можно найти кукол не хуже, а где-то и лучше, чем в столице. Вторая категория — это рядовые омичи, которые или просто интересуются куклами, или сами что-то мастерят. Может быть, среди них будут те самые любители, которые много лет делают уникальные вещи, сами того не подозревая. Во время фестиваля его участники будут проводить мастер-классы — для всех, кому интересно.

— Юля, вы в прошлом году стали участником программы содействия самозанятости. Каким был ваш бизнес-план?

— Я хотела открыть мастерскую подарков. Что, собственно, и сделала — вместе с моим отцом, известным художником Павлом Радзиевским. Мой бизнес-план был расписан на 80 тысяч рублей — 60 тысяч мне выделили, остальное — собственные средства. Вообще, хочу сказать, что большего успеха по этой программе смогут добиться люди, у которых есть сбережения. Но в любом случае никаких стопроцентных гарантий нет. Был казус, когда женщина взяла по программе деньги под разве? дение кроликов, а кролики из-за инфекции пропали… Не застрахуешься от такого.

— А вы с чего начали?

— Взяла деньги, арендовала мастерскую, купила материалы… Главное, начала давать рекламу: 60% от этой суммы у меня было заложено на рекламный бюджет. И до сих пор вкладываюсь в рекламу. Результат — «Газимурру» начали узнавать. Не могу сказать, что сейчас мы уже твердо стоим на ногах. Еще идет процесс становления. Вообще, по программе ты должен продержаться на рынке год. Шестого августа нам будет год. Думаю, продержимся больше. К тому же сейчас наметились новые пути развития.

— Авторские куклы — это основное направление вашей мастерской?

— Мы занимаемся сувенирами. Любыми. Но это всегда ручная работа, и стоит она недешево. Стоимость некоторых подарков доходит до 50 тысяч рублей. Наши заказчики в основном люди состоятельные, но мы сами даже не всегда знаем, для кого именно работаем. Из компаний могу назвать стриптиз-бар «Зажигалка» — им мы делали реквизит для танцовщиц. Журналы «Стольник» и «Выбирай» заказывали у нас сувенирную продукцию. Недавно к нам обратилось Омское отделение Банка России — им нужен подарок бывшему сотруднику на юбилей. Я предложила им как раз авторскую куклу. Они очень удивились, но идея понравилась. Вообще, в крупных городах авторская кукла — уже давно подарок бизнес-класса, популярный и среди частных лиц, и среди крупных компаний. А у нас об этом мало кто знает.

ОмскПресс