Более восьми тысяч омичей ежегодно обращается за помощью к логопедам. После проведенных занятий из ста пациентов только у двоих остаются дефекты речи. Как отмечают специалисты, зачастую пациенты обращаются к ним слишком поздно, когда артикуляционный аппарат уже сформирован, в то время как все нарушения легко можно было устранить в раннем возрасте.
В последнее время родители и педагоги все чаще стали жаловаться на проблемы с развитием речи у детей. Как показали последние исследования, 25% четырехлетних малышей в России страдают серьезными нарушениями в речевом развитии, хотя в 70-х годах дефицит речи наблюдался только у 4% ребят этого возраста. О причинах этой тенденции и системе помощи детям с речевой патологией говорили врачи и педагоги за круглым столом, организованным департаментом здравоохранения администрации города.
Как отметил главный педиатр департамента здравоохранения мэрии Константин МИТРОФАНОВ, детям с нарушением речи нужна комплексная, а чаще всего индивидуальная помощь, причем как педагогов, так и врачей. Сегодня в городе активизирована система организации медицинской помощи детям с речевой патологией: работают специализированные логопедические детские сады, логопедические группы при детских дошкольных учреждениях и кабинеты логопеда в шестнадцати муниципальных учреждениях здравоохранения. Кроме того, детям с тяжелой речевой патологией оказывают специализированную помощь в детской городской больнице № 1 (ул. Степанца, 12, к. 1). Более 15 лет здесь функционирует психиатрическое отделение, специализирующееся на лечении сложных случаев. Благодаря работе специалистов, по словам Константина Митрофанова, отмечена положительная динамика в лечении детей с нарушением речи: из ста обратившихся за помощью ребят после пройденного курса дефекты остаются только у двоих.
– Сегодня у логопедов наблюдаются и пациенты подросткового возраста, – добавляет главный внештатный логопед департамента здравоохранения Зинаида СВИРКИНА. – Если в предыдущие годы мы вели прием ребят с трех до четырнадцати лет, то сегодня эта возрастная планка увеличилась. К нам приходят и восемнадцатилетние молодые люди. Подростки понимают, что говорят неправильно, плохо, и сами идут в поликлиники к специалистам. У меня в практике однажды был даже такой случай: прием пациентов подходит к концу, выхожу из кабинета и спрашиваю: «Кто еще к логопеду?», а мне отвечают: «Вот мужчина сидит к вам, а ребенка нет». А помощь-то нужна была как раз этому молодому человеку…
Специалисты уверены: если обратиться к логопедам с малышом в раннем возрасте, то все нарушения в его речи можно будет скорректировать. Нужно только внимательно наблюдать за своим крохой и, если что-то встревожит, прийти на консультацию к специалистам.
В чем же причина дефектов речи?
• Негативные факторы в период беременности и родов.
• «Педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе (отсутствие общения с ребенком).
• Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценности малыша, только здесь нужна помощь хорошего, квалифицированного специалиста.
• Частые болезни, инфекции, травмы до трех лет.
• Наследственные факторы.
• Снижение слуха.
• Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.
• Сосание пальца.
Тревожные признаки:
• к концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
• к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
• к концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
• к 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
• к концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
• к концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
• к году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
• к 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
• к двум годам не показывает части тела, которые ему называют, не выполняет сложные
просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
• в три года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
• в четыре года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.
Маленькие хитрости
• Если у малыша часто открыт ротик, виден язычок и порой текут слюнки, когда он чем-то увлечен, специалисты советуют почаще играть с ним в игру «Усики». Пока малыш рисует или смотрит телевизор, пусть держит во рту соломинку для коктейля, словно усики у котенка. Это упражнение поможет укрепить мышцы губ, щек и подбородка.
• Если у крохи укорочена подъязычная уздечка и он плохо произносит «верхние» звуки – ш, ж, р, л, нужно почаще давать ему вылизывать блюдца или ложки с мороженым, сладким вареньем или медом. Это упражнение поможет язычку подняться к твердому небу и растянет непослушную уздечку.
• Специалисты советуют окружать малыша музыкой, причем в разных ее проявлениях – домашнее пение родных, классическая и инструментальная музыка, детские песенки. Благодаря этому речь ребенка будет плавной, мелодичной, чистой и эмоционально окрашенной.
Куда обратиться?
В прошлом году в городе открылся Центр педагогической поддержки раннего семейного воспитания (ул. 5-я Кордная, 22). Специалисты центра проводят занятия с детками от полутора до семи лет, где обучают правильной речи и играм не только малышей, но и их родителей. Занятия проводятся бесплатно для всех желающих. Вместе со здоровыми ребятишками на уроках занимаются и малыши с различными нарушениями речи.
Наталья ЕВДОКИМОВА