Елена АГАФОНОВА: «Цирк должен быть развлекательным центром…»

Общество

Елена АГАФОНОВА: «Цирк должен быть развлекательным центром…»

В конце июня новым директором Омского цирка неожиданно была назначена Елена АГАФОНОВА, руководитель частной фирмы, занимавшейся юридическим сопровождением деятельности этого культурного учреждения. «Обозреватель» встретился с новым директором и поинтересовался причинами назначения и планируемыми изменениями в работе цирка.

— Предложение возглавить цирк поступило мне от Российской государственной цирковой компании. Причины предложения вполне объяснимы, — рассказала Елена Агафонова. — За последние полтора года мы участвовали во множестве судов, особенно в тот период, когда цирк был закрыт по требованию Госпожнадзора. Лично мне приходилось взаимодействовать с различными структурами, разбираться в деятельности цирка. Наша работа курировалась Росгосцирком. Свою роль сыграло и то, что у меня юридическое и филологическое образование, есть своя юридическая фирма, словом, бухгалтерия и финансовая деятельность для меня не темный лес.

Из юристов — в директора
— Почему не стали продлять контракт с Борисом Григоренко?
— Это надо спрашивать в Москве. Я думаю, в связи со сменами в самой Российской цирковой компании наметилась политика к обновлению и омоложению руководящего состава цирков.
Сейчас в компании есть тенденция к привлечению директоров с юридическим или экономическим образованием, а не бывших артистов и деятелей культуры. Кроме того, директорами стараются назначать не приезжих людей, а местных жителей. В этом есть здравый смысл: мне в этом городе жить, и у меня не может быть мыслей что-то урвать и быстрее уехать. Для меня важна репутация. Здесь живут друзья и знакомые.
— С вами контракт заключен надолго?
— На год, с возможным продлением. Так что надо себя показать.
— И как будете показывать?
— За тот период, пока цирк был закрыт, он несколько выпал из культурной жизни Омска. Мы и сейчас стоим некоторым особняком. Посещаемость
упала и пока полностью не восстановилась. Сейчас цирк заполняется на 60—70%. Хотя вполне возможно — это сезонное явление. Кстати, во многих школах до сих пор не знают, что цирк открыт. Мы звоним, а там удивляются. Поэтому самое важное для нас — за счет интересных программ показать себя, увеличить посещаемость. Вернуть, так сказать, былую славу. И, конечно, нужна интеграция в культурную жизнь города. Ее отсутствие, между прочим, было одним из нареканий, которое прозвучало при оценке деятельности Бориса Григоренко.
— Что вы имеете в виду?
— А то, что с 2007 года цирк не представлял свои программы в праздничные дни. Например, в прошлом году департамент культуры просил Омский цирк подготовить 45-минутную программу ко Дню города. Обращение было просто положено в стол. Так делать нельзя…
— В этом году где ждать артистов цирка в День города?
— Небольшое представление нас попросили дать у Тарских ворот. Детали программы сейчас прорабатываются. Неясно, кто из артистов будет свободен. На выходе у нас могут отработать клоуны, жонглеры, акробаты, дрессировщики с собаками и кошками и еще много кто.

Цирк покроется льдом
— Насколько я слышал, вам нельзя использовать огненные трюки на арене, оснащенной новой системой пожарного оповещения…
— Да, это запрещено, и ничего «огненного» проводиться не будет. Но в современном представлении необходимо использование хороших визуальных и звуковых эффектов. Приветствуется наличие лазеров, проекторов с экранами. Важен юмор — шутки для современных детей существенно отличаются от того, над чем смеялись мы. Наверное, дети сейчас стали более взрослые, что ли… Кстати, клоун сегодня не должен общаться со зрителями без скрытого микрофона. Если он будет просто кричать в зал — его никто не воспримет так, как раньше.
Однако самое главное, современные цирковые шоу должны быть идеально отрежиссированы. Это уже не разрозненная череда номеров, а представление с единым сценарием. Это — шоу!
— Программы, с которыми к вам приезжают, по-прежнему распределяются в Москве или вы способны влиять на выбор?
— Способны. Если программа незрелищная или артисты работают некачественно, у нас есть право требовать, чтобы ее сняли. Так мы отказались от одной из программ на вторую половину лета, зная ее низкую зрелищность. Сейчас и
щем, кого пригласить.
В последнее время появилось множество частных программ, которые не входят в систему Росгосцирка. Их мы тоже можем приглашать. Зачастую такие программы имеют более высокий уровень.
— Сколько существует программ в системе Росгосцирка? И кого планируете пригласить?
— Всех программ вместе с коммерческими около пятидесяти. После «Суахили» к нам приедет программа со львами, которая с огромным аншлагом сейчас проходит в Тюмени. Кто приедет потом, пока не знаем, а по осени ждем цирк на льду. Технически лед положить на арене мы можем хоть сейчас.

Детям нужен боулинг
— О капитальном ремонте цирка речь не идет?
— Реконструкция с федеральным финансированием намечена на 2013 год. Обещают выделить 140 миллионов, но даже это ничтожно малая сумма, учитывая, что здание не ремонтировалось с 1973 года.
— Что необходимо, на ваш взгляд, изменить в цирке?
— Время диктует свои условия, дети уже другие. Цирк не может быть только цирком, это должен быть развлекательный комплекс, детский центр. Речь идет о детском боулинге, игровых комнатах, детских кафе. Надо полностью переоборудовать места продажи сувениров. Вообще, «ассортимент» современных развлечений широк, есть из чего выбрать.
— В целях пожарной безопасности в прошлом году в цирке были демонтированы все деревянные панели. Как-то будете приводить помещения в порядок?
— Мы уже заказали материалы для отделки холлов и арены, будем в перерывах делать косметический ремонт. Но теперь все декоративные панели и материалы придется согласовывать с Госпожнадзором. Кстати, кроме новой отделки, планируем в ближайшее время запустить фонтанчики в фойе, восстановить оранжерею и озеленить все коридоры, чтобы зрителям, как и прежде, было просто приятно погулять по цирку в антракте.

ОмскПресс