Предприятий меньше, поддержка больше

Политика

Предприятий меньше, поддержка больше

Несмотря на то что с 2008 года у муниципальных образований появилась обязанность отчитываться перед региональной и федеральной властью об эффективности деятельности, до сих пор нет методики подсчета отдельных показателей, и опыт других городов здесь не слишком помогает.

Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» № 607 обязал муниципальные образования отчитываться перед региональной и федеральной властью об эффективности деятельности при помощи определенного количества показателей. Омск отчитывается по этому указу второй год. Однако до сих пор для отдельных показателей, связанных с развитием предпринимательства, нет единой методики.

Как сообщил «Обозревателю» и. о. директора департамента городской экономической политики администрации города Сергей СИНДЕЕВ, для муниципалитета важно создавать условия для развития предпринимательства в соответствии с требованием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В этой связи в первую очередь нужно иметь информацию именно о количестве действующих предприятий, поскольку они неразрывно связаны с другим показателем – количеством занятых на этих предприятиях работников. Среди зарегистрированных субъектов малого предпринимательства от 25 до 40% фактически не работают, а значит, не платят налоги в бюджеты всех уровней, не пополняют социальные фонды. Соответственно, и муниципальная поддержка не должна распространяться на такие предприятия.

– Нам важно видеть реальную картину развития предпринимательства, чтобы вовремя среагировать на негативное изменение ситуации, как в случае с возникновением кризисных явлений в экономике, – пояснил Сергей Синдеев. – Анализ развития предпринимательства позволяет вычленить приоритетные направления по отраслям и, соответственно, вкладывать средства в виде финансовой поддержки в развитие этих направлений.

По информации начальника отдела экономического анализа и прогнозирования департамента городской экономической политики мэрии Павла ХЕЙФЕЦА, все российские города по-разному считают показатели развития малого предпринимательства. Основные вопросы вызывают показатели «Число субъектов малого предпринимательства» и «Общий объем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства в расчете на одно малое предприятие».

– Так происходит потому, что в инструкции Министерства регионального развития РФ нет методологии определения показателей, характеризующих деятельность малого предпринимательства, – пояснил Павел Хейфец. – Указано только, что источником информации являются органы местного самоуправления. Поэтому муниципальные образования считают эти показатели, основываясь каждое на своей логике. Мы, например, посчитали, что важнее отразить количество реально действующих на территории города предприятий, а не число зарегистрированных, которое дает Росстат. Логичнее определять объем муниципальной поддержки, приходящейся на субъект малого предпринимательства, учитывая тех, кто реально осуществляет деятельность, а не тех, кто существует только на бумаге и даже потенциально не может претендовать на такую поддержку.

Вот пример расчета. На 1 января 2010 года в Омске было зарегистрировано 80 099 субъектов малого предпринимательства (микропредприятий – 26 731, индивидуальных предпринимателей – 50 888, малых предприятий (без учета микропредприятий) – 2 480). Используя статистические данные о соотношении количества действующих и зарегистрированных субъектов малого предпринимательства по Омской области в целом, была получена оценка реально действующих малых предприятий по городу Омску. Это 51 444 единицы, или 64,2% от числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства.

Естественно, в ряде городов подсчеты ведут по-иному, поэтому и сравнивать эти показатели без использования единой методологии расчета, по меньшей мере, некорректно. Вот, например, тот самый расчет расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства, приходящихся на одно малое предприятие. В Омске, Томске и Тюмени расходы городского бюджета делят на общее количество субъектов малого предпринимательства (с учетом микропредприятий и индивидуальных предпринимателей). Красноярск и Кемерово, считая количество малых предприятий, не учитывают индивидуальных предпринимателей. Новосибирск не учитывает ни ИП, ни микропредприятия. Таким образом, сравнить Омск, Красноярск и Новосибирск по этому показателю можно, но предварительно нужно будет пересчитать показатели, выбрав какую-либо одну методику. Например, если посчитать расходы бюджета Омска аналогично Новосибирску, то в нашем городе расходы городской казны, приходящиеся на одно малое предприятие, будут даже выше, чем в Новосибирске (в Омске – 3 968 руб., в Новосибирске – 2 600 руб.).

ОмскПресс