Сергей ТОЛМАЧЁВ: «Казак – это состояние души»

Общество

Сергей ТОЛМАЧЁВ: «Казак – это состояние души»

В этом месяце движению по возрождению Сибирского казачьего войска исполняется 20 лет. В преддверии этой даты корреспондент «Обозревателя» встретился с атаманом Сибирского казачьего войска и заместителем верховного атамана Союза казаков России Сергеем Толмачёвым и расспросил потомственного казака, каким он видит возрождение и будущее казачества.

– Возрождение – это второе рождение. Не только казачество, но и Россия сейчас во многом возвращается к своим истокам, корням, – считает Сергей Толмачёв. – Когда в советское время мне говорили в школе, что страна родилась в 1917 году, это было не совсем правильно. Конечно, в одну реку два раза не войдешь. И в том, первозданном виде казачество не возродить. Но все равно и сейчас есть слой населения, который заинтересован в возрождении и укреплении традиций казачества. Сейчас казачество не может и не готово выполнять многие функции, которые выполняло когда-то, например по охране границ. Однако хозяйственная и воспитательная деятельность вполне осуществимы. С течением времени, может, и будут созданы казачьи части в Российской армии. Сегодня мы говорим, прежде всего, о возрождении истории, традиций, обычаев, культуры… Да разве всего этого мало? В каком-то объеме традиции вернутся и уже вернулись.

– Разговоры об охране границ казаками идут не первый год. Вот и вы сразу заговорили об этом…

– Думаю, что в этом плане у нас будет организован эксперимент. Многие казаки живут на границе, они будут не заменять пограничников, а просто взаимодействовать с ними на общественных началах. Уточню, заменять пограничников казаки пока не будут.

– Что собой сейчас представляет Сибирское казачье войско?

– Войско – это не значит, что где-то вооруженные отряды стоят. Нет, Сибирское казачье войско – это историческая территория проживания казаков. Сегодня казаки проживают в восьми регионах Западной Сибири и на шести территориях Республики Казахстан. Постоянно проводятся круги, советы атаманов.

– В Омской области казачьи станицы созданы в десяти районах?

– Не казачьи станицы, а казачьи общины. Но даже жители общины от обычных сельчан отличаются особой взаимовыручкой и выстраивают всю свою жизнь по казачьему образу. Такие жители принимают участие в общественных советах, помогают чем могут Союзу казаков, считают честью носить казачий мундир.

– Число казаков в области растет?

– Постоянно. В Омском Прииртышье более 3000 казаков. Это только те, кто участвует в общественной жизни. Потомственных казаков гораздо больше. Они не участвуют, больше смотрят со стороны, будет движение развиваться или нет. Таких ведь всегда большинство. А в целом примерно половина россиян, проживающих в Сибири, – в той или иной степени потомки казаков.

– Казаком сейчас может стать любой?

– Казаки, конечно, не дворянство. Стать казаком можно. Были ведь и раньше приписные казаки – люди, которые восприняли наши культуру и традиции. Но потомственным казаком им не стать. Потомственный казак – это казак в третьем поколении. Придет к нам человек – он может участвовать в деятельности, постигать традиции. Будет наделён определёнными обязанностями. Привилегий-то никаких нет. По опыту скажу, потомственные казаки уже прикипели, в них говорит память, они уже не уйдут никуда. А те, кто приходит со стороны, как правило, не задерживаются.

– Вы сказали, что у казаков есть только обязанности. Какие?

– Мы о них уже говорили. Работать на общественных началах, не получая ни копейки, заниматься воспитанием молодежи.

– О воспитании молодежи. Вы ведь создавали казачьи классы. Чем образование в них отличается от образования в обычном классе?

– Дети там факультативно изучают основы православия, основы начальной военной подготовки и более углубленно изучают историю казачества. Воспитываются ребята, сильные духом и телом. Воспитываются патриоты. Это и есть воспитание тех людей, которые в любой момент могут встать на защиту Родины. Это и есть возрождение казачьего духа.

– Где созданы казачьи классы?

– Сразу скажу, в Омске их пока нет. Есть в Тавричанке, создается в Исилькуле, Саргатке. В городе, в ПТУ № 58, есть казачья группа.

– Есть планы создать классы в городе?

– Это сложно. В селе дети живут в бывших казачьих станицах, они по духу и роду казаки. В городе все это организовать очень непросто. В конце концов, традиции и национальные культуры сильно перемешаны.

– Как вы думаете, молодые ребята, воспитанные в традициях казачества, получат какие-то моральные преимущества в суровой среде, например в армии?

– У казака в армии только одно преимущество – дух. Нельзя отступать, так воспитывают с детства. Казак, кстати, всегда был духом покрепче остальных. Когда я служил в советской армии, никто не смотрел, казак ты или нет. Но многие знали, что на посту, в наряде дисциплины у казака будет больше. Да и офицеры-казаки всегда были подтянуты и организованны.

– Казак везде остается казаком? В современной армии коней и шашек немного…

– Конечно, работает ли казак токарем, слесарем или чиновником – в любом случае будет гордиться своим казачьим происхождением. Хотя многие служат. Есть и генералы-казаки. Но, думаю, профессию можно поменять, дух – никогда. А казак – это состояние души.

– Чего сейчас не хватает казачеству?

– Во-первых, сегодня необходим закон, который бы ставил все казачество в правовое поле. Во-вторых, если мы говорим о возможных государственных функциях казачества, то должна быть программа государственной поддержки. Пока все наши усилия направлены на восстановление – музеев, ансамблей, классов. Мы не ждем, пока государство определится, быть нам или нет. Мы должны двигаться, развиваться, должны быть на виду и на слуху. И мы уже являемся важным общественным движением.


СПРАВКА «ВО»

Двадцать восьмого июня 1990 года в Москве состоялся учредительный круг и была создана общественная организация казаков – Союз казаков России. На Большом совете атаманов в Краснодаре 29 ноября – 1 декабря 1990 года Союз принял Декларацию казачества России и учредил знамя, знаки отличия и статут походного атамана. В течение первых пяти лет были возрождены традиционные казачьи войска России. Казачество как общественное движение начало набирать определенный вес. Был создан государственный реестр. В 2008 году указом Президента России была утверждена концепция государственной поддержки казачества.

ОмскПресс