Сказка – ложь, да в ней намек… А в самом деле, какой намек таит в себе сказка? Что хотели донести до нас предки? Получить ответы на эти и многие другие волнующие вопросы можно на выставке «Сказка» – первом уникальном проекте Музея-института Человека, реализованном в выставочном пространстве «Сибирской пирамиды».
Омичи пришли на выставку с детьми и внуками, надеясь увидеть театрализованное представление с участием любимых героев, услышать знакомые произведения и вновь окунуться в атмосферу детства. Но ничего подобного не произошло. Экспозиция, как оказалось, рассчитана прежде всего на взрослую аудиторию, и экскурсоводы не рассказывали знакомые с детства сказки, а раскрывали их потайные смыслы.
– Мы с внуком стараемся часто бывать в городских музеях, – рассказала пенсионерка Екатерина АЛЕКСЕЕВНА. – Когда узнали об открытии новой выставки, с удовольствием поспешили сюда. Мы даже вечером пофантазировали, что же здесь интересного сможем увидеть. Но несколько разочаровались: выставка интересна и, без сомнения, нужна, но, скорее, взрослым людям. Я для себя много нового открыла, даже не знала, какие глубокие смыслы таят в себе старые добрые сказки. А организаторам я бы посоветовала во время экскурсии занимать и детскую аудиторию. Конечно, они видят экспонаты, могут их даже потрогать, но слушать непонятные вещи им сложно.
«Сказка – не только ниточка между взрослым человеком и малышом, это еще и огромный пласт культуры, где заложена генетическая память предков», – уверены организаторы выставки. Здесь и представления о жизни и смерти, о традициях и обычаях, и даже зашифрованные рецепты долголетия. Например, Баба-яга, которая в сказках всегда пытается посадить в печь кого-нибудь, нередко оказывается на его месте сама. Но на самом деле она хочет быть обманутой, ей таким образом можно переродиться и омолодиться. В Древней Руси был такой обычай, особенно часто его использовали с младенцами слабенькими и чахлыми. Их подпекали в тесте, как пирог. Кстати, эту процедуру испытал на себе знаменитый русский философ и поэт Гавриил Державин.