Муниципальная эффективность с социальной нагрузкой

Общество

Муниципальная эффективность с социальной нагрузкой

Большинство муниципальных предприятий, подотчётных департаменту городского хозяйства, не потратили в 2009 году ни копейки из городского бюджета и оказались самоокупаемыми. Это показала проверка балансовой комиссии, в ходе которой были рассмотрены итоги деятельности шести МП.

— Муниципальные предприятия управляют собственностью города, вполне естественно, что администрация Омска следит за эффективностью их работы. Балансовая комиссия для проверки МП собирается два раза в год, — рассказала начальник управления экономики департамента городского хозяйства администрации города Татьяна ДРОЖНЯК. — Оценивается социальная и бюджетная эффективность муниципальных предприятий. Ведь эти предприятия созданы в первую очередь для того, чтобы выполнять ряд функций, возложенных на муниципалитет, но при этом они должны получать прибыль или хотя бы не быть убыточными.

Балансовая комиссия оценивает множество показателей, таких как количество созданных рабочих мест, индекс роста заработных плат, количество новых категорий потребителей товаров и услуг, изменения себестоимости товаров и услуг. Однако немаловажным показателем является и бюджетная эффективность.

По результатам проверки муниципальные предпр

иятия получают оценку по 20?бальной шкале и рекомендации по дальнейшему развитию. При этом 15 баллов дается по критериям социальной эффективности и 5 — по критериям бюджетной эффективности.

 

МП «Спецавтохозяйство»

Единственное в Омске предприятие по отлову бродячих собак в прошлом году «обработало» более 8,7 тысячи бездомных четвероногих. С прошлого года учреждение расширило перечень услуг и стало стерилизовать домашних животных. Кроме того, комиссия рекомендовала предприятию быстрыми темпами развивать услугу по биоутилизации просроченных продуктов из розничных сетей. По словам Татьяны Дрожняк, в Омске эта услуга развита слабо, а «Спецавтохозяйство» — одно из немногих предприятий, которое обладает необходимыми мощностями.

В бюджетном плане предприятие эффективно. Не получая ассигнований из местного бюджета, «Спецавтохозяйство» существует за счет контрактов на отлов собак и ряда дополнительных услуг. В прошлом году МП уплатило 57 тысяч рублей налогов только в муниципалитет без учета отчислений в другие фонды и службы. В итоге деятельность МП «Спецавтохозяйство» получила оценку в 16 баллов.

 

МП «Тепловая компания»

Несколько меньшее количество баллов — 12 — получила по итогам своей деятельности «Тепловая компания». Получить более высокую оценку по социальной эффективности компании мешает небольшой охват населения. Только 12% абонентов Омска получают тепло от теплоисточников муниципального предприятия.

Тем не менее, в оценке социальной эффективности это компенсируется созданием в 2009 году новых рабочих мест и ростом заработной платы. Себестоимость услуг предприятия изменилась за год на 12,3%. Планку РЭКа в повышении тарифов «Тепловая компания» не превысила.

При оценке бюджетной эффективности предприятие получило максимально возможные 5 баллов, так как при отсутствии дотаций МП заплатило 19,7 млн рублей налогов в городскую казну.

 

МП «Омскэлектро»

Максимально эффективной была признана деятельность «Омскэлектро». Компания получила 20 баллов из 20 возможных. Высокая оценка социальной эффективности объясняется тем, что 92,1% абонентов в Омке получают энергию по сетям МП «Омскэлектро». Компания создала в 2009 году новые рабочие места, повысила зарплату и расширила перечень товаров и услуг — стала выполнять пуско-наладку в сетях 0,4–10 кВт. При этом тариф (на транспортировку электроэнергии) для потребителей повысился только на 3,3% за год. Дотаций из муниципального бюджета компания не получает, а в казну города от компании поступило 19,1 млн рублей налоговых отчислений.

 

МП «Комбинат специальных услуг»

Чуть меньше — в 18 баллов — была оценена работа «Комбината специальных услуг». В бюджет от деятельности этого предприятия поступило 1,5 млн рублей. Незначительные инвестиции собственника в деятельность МП — 72 тысячи рублей на покупку контейнеров — не повлияли на общую оценку бюджетной эффективности. Отметим, что, по
оценке балансовой комиссии, услугами МП «КСУ» охвачено 75% населения, в компании создаются рабочие места, заработная плата растет, перечень товаров и услуг постоянно обновляется. К тому же работы по уборке и благоустройству городских кладбищ в Омске осуществляет только это предприятие. Поэтому высокая общественная значимость КСУ несомненна.

 

«Банная» нагрузка

Два муниципальных предприятия: «Банное хозяйство» и «Банный комбинат — 2» — единственные из подотчетных департаменту городского хозяйства МП, которые совершенно не окупаются и получают значительные дотации из бюджета. Например, в 2009 году «Банное хозяйство» получило от города 8,8 млн рублей и заплатило в муниципальную казну только 400 тысяч рублей налогов.

Тариф на помывку в 100 рублей не менялся уже давно, тем не менее, при большом количестве льготников он явно недостаточен и не покрывает затраты на содержание бань. Наиболее логичный выход в данной ситуации — повысить тариф. Но это решение могут утвердить только депутаты Омского городского Совета. При этом нельзя не учитывать огромную общественную нагрузку муниципальных бань. Более 3 тысяч человек в Омске посещают общественные бани. В основном это жители частного сектора, не имеющие возможности помыться дома.

Работа муниципальных предприятий «Банное хозяйство» и «Банный комбинат–2» оценена в 8 баллов. Для повышения бюджетной эффективности им было рекомендовано перейти на летний режим работы и пересмотреть график работы бань. Но о закрытии муниципальных бань речь не идет.

ОмскПресс