И в тылу, как в бою

Общество

И в тылу, как в бою

Кировский район присоединился к Омску в апреле 1933 года, изначально это был «сельскохозяйственный» район, с началом войны его жизнь резко изменилась. Прибыли эвакуированные промышленные предприятия, а с ними приехали рабочие, служащие этих предприятий и их семьи.

Кировчанам пришлось потесниться, свободного жилья не было, поэтому приехавших подселяли в дома к жителям, выселяли в село тех людей, которые имели судимость, а в их домах размещали приезжих, позже строили бараки вблизи предприятий.

 

Зарплату — фронту!

Осенью 1941 года всё население района собирало тёплую одежду для РККА: валенки, варежки, носки, шарфы и другие вещи. Жители района собирали средства на строительство боевых самолётов «Омичи — фронту», рабочие завода № 288 внесли месячную зарплату — 114 тысяч рублей; кожзавода — 17 тысяч рублей; пристани — 20 тысяч рублей; аэропорта — 21 тысячу рублей, всего было собрано 610 тысяч рублей. Собирали средства для фронта и председатели квартальных комитетов. Один только квартал № 32 за период Отечественной войны собрал 21323 рубля, из них на военный заём — 8100 рублей, на денежно-вещевую лотерею — 7920 рублей, на постройку боевых машин — 2896 руб лей, на подарки бойцам — 2407 рублей.

Для сравнения, танк Т-34 в течение войны стоил от 420 до 142 тысяч рублей (к концу войны дешевле), бомбардировщик Ил-4 – 800–380 тыс. рублей, пистолет-пулемет ППШ — 500–148 рублей, винтовка Мосина — 163–100 рублей.

Уже в январе 1942 г. кировчане собирали средства на строительство танковой колонны «Боевые подруги», а в 1943 г. собирали средства, вещи, оборудование для мельницы, отчисляли заработки для оказания шефской помощи освобождённым районам Украины, в частности Кировск помогал украинской Запорожской области.

 

Сверх плана и без брака

Ярким примером героизма тыловиков может служить история шинного завода № 366. Он был эвакуирован в Кировский округ из Ярославля. Завод привёз с собой оборудование в 168 вагонах, ему выделили площади на базе складов, это место в Кировске до сих пор называется Новостройка. Коллектив завода должен иметь в штате 700–800 человек, но обеспечен был рабочей силой лишь на 40%. Завод строился и одновременно выпускал продукцию для фронта.

При этом на заводе работали всего два кадровых специалиста по резине. Кадры пополнялись за счет школы при самом заводе и молодых специалистов из Куйбышева. Все они были еще детьми. Молодежь селили в переполненные общежития. Не было мыла, рабочие зачастую не могли отмыть сажу. Но, несмотря на все сложности, завод в короткий срок освоил новый тип резины высокого качества и начал перевыполнять план.

Рабочим объясняли просто. Каждые 20 единиц выпускаемой перезарядчиками продукции равны одному неоснащённому танку. Если в месяц цех сделает 40 единиц брака, то лишит два танковых расчёта возможности истреблять немецких захватчиков и приближать час Победы. Этих объяснений хватало с лихвой. Люди трудились.

 

Работали без жалоб

Кировчане самоотверженно трудились, но очень часто им приходилось работать через силу, в тыл приходили похоронки на убитых мужей, отцов, братьев, любимых. Стали приезжать в Кировск демобилизованные по ранению, по инвалидности. Уже к началу 1942 года на фронтах погибли около 500 кировчан. Был создан отдел по государственному обеспечению семей военнослужащих. К 23 августа 1943 г. на учёте мелькомбината состояло 214 семей военнослужащих, им была оказана помощь.

При знакомстве с архивными материалами тех лет поражает самоотверженность, терпение, благородство, героизм кировчан, которые сами жили в стеснённых условиях, но помогали эвакуированным, помогали Красной Армии.

Все взрослое трудоспособное население Кировска ушло на фронт, главной рабочей силой в годы войны были женщины, подростки и те, кто по каким-либо причинам не был призван в Армию. Ещё на каждом предприятии были единицы специалистов, без которых не могла выпускаться продукция. В своей работе тыловики-кировчане руководствовались таким принципом: бойцы Красной Армии не жалуются на усталость и нам надо работать без жалоб на трудности, мы — в глубоком тылу, надо работать. И люди работали, несмотря на тревожные сводки первых трех лет, несмотря на тысячи похоронок. Люди работали. И победили.

 

Ираида МАСЛЕННИКОВА,

ветеран педагогического труда

ОмскПресс