…Вихрастый, худенький паренёк с рабочей окраины Омска, гоняя с соседскими мальчишками голубей, любил подолгу всматриваться в голубое небо, где парили в потоках воздуха почтари и турманы. Небо страстно манило и притягивало Колю Кравченко своей глубиной и загадочностью. Но он тогда и представить не мог, что с небом будет надолго связана его судьба…
Заканчивались беззаботные школьные годы. Позади десятый класс средней школы № 22, которая стоит в самом конце Рабочих улиц, рядом с железнодорожной магистралью. Здесь гудки электровозов перекликаются со школьными звонками. Пришла пора выбирать профессию. Николай решил твёрдо раз и навсегда стать военным, пойти по стопам отца-фронтовика. Он поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. Ленинского комсомола. Небо для него стало ближе уже после первых прыжков с парашютом, а родная земля намного дороже, потому что появилась обязанность оберегать и защищать её.
После окончания училища в 1974 году Кравченко служил в Одесском военном округе в должности переводчика в разведотделе 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Потом был переведён в гвардейский парашютно-десантный полк. Проходят напряжённые годы становления командирского характера, идёт рост по службе.
В один из приездов в гости к матери в Омск Николай женился. Ирина окончила финансово-экономический институт, работала экономистом. А через год у них родилась дочь Вика. И тут новый поворот судьбы.
В 1983 году его в составе группы офицеров дивизии перебрасывают в Ташкент, а затем в Демократическую Республику Афганистан. И вот командир парашютно-десантной роты гвардии капитан Кравченко стоит на горячей каменистой земле в окрестностях Баграма. Апрель. Жара. Интернациональный долг: военные приказы не обсуждают — их выполняют! Начинаются тревожные военные будни среди опалённых южным солнцем гор. Первые месяцы ушли на акклиматизацию, на притирку с молодыми офицерами, которые не знали ещё настоящей армейской службы, но успели уже понюхать пороха. Война — это не только участие в боевых операциях, в уничтожении врага. Это и строительство укреплений, дорог, аэродромов, госпиталей. Приходилось даже помогать афганским властям в призыве на службу их солдат. Окружали кишлаки и вылавливали «уклонистов» — мужчин призывного возраста. Они прятались от призыва в скрытых ямах, даже в колодцах — в так называемых «киризах». Это были колодцы, сохранившиеся ещё со времён походов Александра Македонского, с тайными ходами под землёй. Доставали беглецов и препровождали на пункты призыва афганской армии. Общались с местным населением, встречались со старейшинами кишлаков. В Чарикарской долине ходили ротой отлавливать караваны. Это 500–600 верблюдов и лошадей, навьюченных разным грузом, вплоть до драгоценных камней, таких как лазурит, направлявшихся в Пакистан. В обратный путь их нагружали оружием для душманов.
В январе 1984 года 345-й полк, совершив марш около четырёхсот километров, принял участие в крупной операции по деблокированию Ургунской долины на границе с Пакистаном. Операция длилась около месяца, в сложных зимних условиях. Войти в долину надо было через ущелье. Дорога, единственная по ущелью вдоль реки, была заминирована и хорошо простреливалась. В течение недели передовой отряд десантников медленно двигался в пешем порядке, занимая высоты вдоль ущелья. В итоге долина была разблокирована и основными силами советских войск был уничтожен крупный базовый лагерь душманов, захвачено много оружия и боеприпасов иностранного производства. За эту операцию Николай Кравченко был представлен к первой награде — ордену Красной Звезды.
Пандшерская операция началась в апреле 1984 года и длилась полгода. Главную автомобильную трассу страны, связывающую Кабул с северными районами, контролировал «генерал от контрреволюции» Ахмат шах Масуд. Здесь он разбойничал и терроризировал местное население. Это был один из самых глухих районов в знаменитой долине Пяти львов.
Девятнадцатого мая первый парашютно-десантный батальон 345-го полка при выходе из Пандшерского ущелья после проведённой операции попал в засаду.
В первые минуты боя погибли командир батальона капитан Фёдоров и батальонный врач Евгений Козлов. Вторая парашютно-десантная рота понесла значительные потери — 18 раненых, батальон потерял управление. В труднейшей обстановке капита
н Кравченко принял командование батальоном на себя. Ему удалось быстро установить управление с ротами, сбить противника с господствующей высоты, восстановить связь с полком и организовать эвакуацию раненых. Батальон организованно вышел из засады с минимальными потерями.
Позже капитан Кравченко принимал участие ещё в нескольких операциях в должности начальника штаба батальона. За проявленное мужество во время Пандшерской операции Николаю Васильевичу Кравченко указом Президиума Верховного Совета СССР 27 сентября 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В феврале 1985 года майор Кравченко закончил службу в Афганистане и был снова направлен в 98-ю гвардейскую дивизию на должность командира парашютно-десантного батальона, в город Кишинёв. В 1986 году поступил в Военную академию имени М. В. Фрунзе, которую окончил в 1989 году, и был назначен заместителем командира 234-го парашютно-десантного полка. Затем новое назначение — заместителем командира воздушно-десантной бригады в городе Кременчуге. После известных событий — развала СССР — отказался принимать присягу на верность Украине и вернулся в родной Омск. Сначала на должность заместителя начальника, затем начальника Омского высшего общевойскового командного училища имени М. В. Фрунзе. Ему пришлось давать путёвку в жизнь последнему выпуску офицеров в марте 1999 года.
В 2000 году, согласно постановлению Правительства РФ и приказу министра обороны, училище было расформировано и на его базе сформирован Омский кадетский корпус Министерства обороны РФ. Полковник Николай Кравченко был назначен начальником Омского кадетского корпуса. Но до этого пришлось много поработать для возрождения старинного учебного заведения вместе с губернатором Омской области Леонидом Полежаевым. Впрочем, я перечислил далеко не полный послужной список полковника Кравченко.
…Завершая беседу с Николаем Васильевичем, поздравил его с рождением внука Макара.
Лицо собеседника озарилось улыбкой, и он гордо уточнил:
— Макар Сергеевич! Вырастет новый защитник Родины. И это хорошо, что связь поколений не прерывается.