Барабан как средство от хандры, или Чем сибиряков привлекает музыка с другого континента

Общество

Барабан как средство от хандры, или Чем сибиряков привлекает музыка с другого континента

Африканский барабан джембе, шотландская волынка, словацкий варган и австралийский диджериду – эти незнакомые инструменты стали героями необычного праздника, прошедшего недавно в Омске. Этнический опен-эйр «Барабасы» собрал под открытым небом сотни молодых омичей. Изюминкой вечеринки было то, что гости праздника могли стать музыкантами – сыграть на любом из представленных инструментов, примерить на себя этнический наряд и даже поводить хороводы вокруг костра…

– Вообще, «БарабАсами» был назван один музыкальный проект, который и дал толчок к проведению фестиваля, – рассказал о названии опен-эйра организатор праздника, музыкант фолк-группы «SpieleBand» Юрий ЛЕБЕДЕВ. – Это слово состоит из двух смысловых частей: «Бараб» – от барабанов как ключевых инструментов этновечеринки, и «Асы» – это боги, высшие существа в культуре викингов и норманнов.

Да, барабаны действительно в этот вечер пользовались большой популярностью, поскольку праздник стал выходом в народ школы этнических барабанов, которая праздновала свой первый день рождения. «Drum’n’Pipe» – так называется молодая, но популярная у молодежи омская школа этнических барабанов им. Бабатунде Олатунджи.

– Бабатунде Олатунджи – это один из тех людей, который познакомил западный мир с традиционными ритмами Африки, – рассказал «Вечёрке» руководитель школы Иван ДВОРЕЦКИЙ. – Вообще, он – родоначальник небольшой, но самой настоящей музыкальной революции. С его подачи мы услышали фантастические звуки джембе (западноафриканского барабана). И вот уже год как в нашем городе есть школа игры на барабанах джембе. За это время, по меньшей мере, полторы сотни омичей научились ритмично отстукивать мотив.

Чем же хороша и интересна эта самая этническая культура, «Вечерка» узнавала у практиков – музыкантов, играющих на инструментах разных народов.

– Ритм – универсальное начало, творящее и организующее жизнь во всех её проявлениях и формах, – уверяет Юрий Лебедев. – Понимаете, человек посредством ритма приобщается к глубочайшим тайнам мироздания. И, попадая в круг единомышленников, увлекающихся этникой, любой может создать среду приятного общения и психологического равновесия. Трещит голова от мыслей – ужасно. Ударь в барабан – все станет прекрасно!

…Особый интерес собравшихся вызывали гости из Новосибирска, приехавшие специально на этно-вечеринку. Двое парней играли на необычно длинной деревянной «палке», и вокруг разносился не похожий ни на что удивительный звук…

– Мы приехали, чтобы показать омичам австралийский духовой инструмент «диджериду», – поведал руководитель новосибирской школы «диджериду» Максим ПОЛЯКОВ. – С виду все просто, дуди себе и дуди. Но на самом деле здесь нужно определенное давление сохранять, ловить волну, а не просто дышать, приложившись ртом. Изюминка этого инструмента не только в том, что он звучит очень красиво и экзотично, но и в том, что каждый отдельный диджериду неповторим.

…Не меньше восторга вызвал выход на сцену тандема – саксофон и варган. Если o первом мы наслышаны, то вот второй – совершенное ноу-хау для Омска. Несмотря на то, что его звук громогласен и глубок и напоминает шаманские мотивы, сам варган вполне вмещается в ладонь. Композиции экзотичного дуэта пришлись публике по вкусу, они исполняли как известные мелодии в новой обработке, так и с ходу импровизировали.

…Трудно сказать, что было в этом опен-эйре самым ярким, но программа была построена так, чтобы гости успевали запоминать инструменты, их звучание, пробовать сыграть сами, а после знакомиться с новой «партией». И вот, когда уже каждый желающий побарабанил, подудел и «поварганил», на сцену вышли музыканты фолк-группы «SpieleBand». Восемь музыкантов, играющих на инструментах самых разных культур – европейских, арабских, индийских, африканских и др.

– Мы играем музыку Германии, Франции, Италии, Англии, Шотландии, корнями уходящую глубоко в средневековье, – рассказал вокалист и волынщик коллектива «SpieleBand» Антон ПАНЬКИН. – Но это не средневековая церковная музыка, наша музыка – «площадная», в самом прямом смысле этого слова. И, несмотря на то, что мы отдаем дань народной культуре, играя музыку того времен
и, мы исполняем её с так называемым современным окрасом.

…Красивейшие ритмы, необычный вокал в исполнении Алины БЕЛОУСОВОЙ, звуки волынки, варгана, джембе, австралийского диджериду – все это слилось воедино и стало понятно, что этническая культура хороша своей самобытностью и в то же время единением разных этносов и культур.

ОмскПресс