Рекламе море по колено, или Кто кого оскорбил?

Общество

Рекламе море по колено, или Кто кого оскорбил?

На Левом берегу появилось несколько рекламных щитов с фразой: «За наши квартиры дерутся!» Фоном для надписи служит фотография, имитирующая любительскую съёмку, на которой одна девушка кулаком бьёт в челюсть другую. В «Вечёрку» поступило несколько звонков от читателей: законно ли размещение столь антисоциальных плакатов?!

– Понятие этики законом никак не регламентируется, – пояснил Альберт Морозов, начальник отдела рекламы УФАС по Омской области. – Реклама не должна призывать к насилию и побуждать к противоправным действиям (ФЗ «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 г., ст. 5.4.), здесь призыва как такового и нет. Также «в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии» и т.д. (ст. 5.6.). Под эту статью содержание данной рекламы также не попадает.

Как сказали «Вечерке» в ООО «Омск-Трэйс», новую кампанию разработали в одном из омских рекламных агентств, а имеющиеся документы на размещение – это договор аренды с владельцем рекламной конструкции.

– Если разместили, значит, нарушений нет, им виднее, – прокомментировал сотрудник ООО «Омск-Трэйс», пожелавший остаться неназванным. – Прямой угрозы там нет, никаких синяков или потеков крови, значит, и никаких «боев» нет. Негативных отзывов к нам не поступало. О том, что это может быть растолковано как агрессия, мы и не задумывались. Больше обсуждали, девушек с каким цветом волос лучше подобрать.

Виктор Прокопов, консультант управления дизайна городской среды и рекламы департамента имущественных отношений города, пояснил, что управление занимается выдачей разрешений на установку рекламных конструкций. За содержание плакатов и билбордов, согласно ФЗ «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 г., ст. 38, ответственность несут владельцы конструкций и сами рекламодатели.

Получается, по букве закона нарушений нет. Сложность применения статьи 5 в том, что однозначных толкований, например, что считать «оскорбительным образом», тоже нет. Например, кто-то считает оскорбительным изображение полуобнаженных девушек на рекламных щитах, кто-то – нормой для современного общества. Как пояснил Альберт Морозов, по большому счету, нужно проводить соцопрос по каждому конкретному случаю.

Получается, никаких закрепленных норм нравственности, которые бы что-либо запрещали в рекламе, нет, есть просто закон о рекламе, который формулирует, чего в ней быть не должно. Борьба за потребителя – дело понятное. Но битва у них, у рекламодателей, а проигрываем мы с вами. Это нашим детям телевизор внушает, что чипсами ну ни в коем случае нельзя делиться, что самое главное – «чтобы все завидовали», и шутить над немыми, как делает это один из крупных сотовых операторов, – вполне нормально.

 

P. S. Корреспондент «Вечёрки» спросил у омичей, проходившим мимо рекламного щита, что, по их мнению, изображено на билборде. Девять из десяти однозначно ответили: «Драка». Пятеро к этому добавили такие характеристики, как «безобразие», «беспредел» и «ничего хорошего». Конечно, на соцопрос мы ни в коем случае не претендуем. Это просто мнение. Людей, которые живут в этом городе.

 

А МЕЖДУ ТЕМ…

Как сообщает интернет-портал www. finamlight. ru, свердловское УФАС и суд решили, что выражение «Офигеть!..» в рекламе жилого комплекса «Квартал Зеленая роща» оскорбляет потребителей, из-за чего реклама была признана ненадлежащей. Кафедра этики, эстетики, теории и истории культуры Уральского государственного университета им. А. М. Горького признала слово «офигеть» «оскорбительным, создающим непристойные и оскорбительные образы, сравнения, выражения, и, следовательно, недопустимо.


КОММЕНТАРИЙ

Антон АШИХМИН, руководитель региональной общественной организации «Омское родительское собрание»:

– Вопрос наполнения рекламы с точки зрения морали важен, в первую очередь, из-за наших детей. Они, глядя на такие плакаты, начинают воспринимать агрессивные образы как норму поведения. Раньше в Омске была полиция нравов, были определенные ограничения на размещение эротической рекламы. Сейчас – полуобнаженные женские
тела по всему городу. В переходах подземных – аудиореклама магазина «Эрос». В законе, к сожалению, о таких ситуациях не сказано. В ближайшее время мы планируем создать комиссию или рабочую группу, которая займется мониторингом омской рекламы. Примеры такой работы уже есть, например на Алтае. В группу, думаю, надо позвать представителей традиционных конфессий, педагогов, психологов.

ОмскПресс