Реклама на наши головы

Общество

Реклама на наши головы

Любая рекламная растяжка на доме – это дополнительные деньги. Чаще – для управляющих компаний. Гораздо реже – для самих жителей, законных получателей. «Вечёрка» решила выяснить, чего мы не знаем о собственных правах и как этим пользуются другие.

А подписи чьи?

Старший по дому Андрей ЕРЁМИН (ул. 70 лет Октября, 20) подал в прокуратуру жалобу на управляющую компанию ОАО «Левобережье». Повод – незаконное размещение рекламной конструкции на фасаде дома.

Андрей Ерёмин всего год как живет по этому адресу, но его активность уже оценили и сами жители, и управляющая компания, и арендаторы помещений в доме. Ему всего 21 год, учится он на юриста, поэтому сфера ЖКХ для него, прежде всего, благодатная площадка для получения опыта. Первыми «под раздачу» попали сотрудники УК. В финансовых отчетах омич не увидел строки дохода от размещения рекламы одной из компаний. И решил выяснить, на каких основаниях висит эта конструкция. Запрос в департамент имущественных отношений показал: всё в рамках закона. Управляющая компания представила и протокол собрания жильцов, и их подписи (по ФЗ «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 г., без согласия собственников размещение рекламы на фасадах невозможно). Правда, здесь есть одно «но».

– Никакого собрания управляющая компания не проводила, а часть подписей просто подделана, – уверяет Андрей Ерёмин.

Как пояснил «Вечерке» Виктор ПРОКОПОВ, консультант управления дизайна городской среды и рекламы департамента имущественных отношений города, документы управляющая компания действительно представила. Но в функции департамента не входит проверка подлинности подписей.

– До 20 процентов наружной рекламы на жилых домах в городе размещено незаконно, – рассказала Любовь БРИНЁВА, начальник управления дизайна городской среды и рекламы. – Согласно Жилищному кодексу, собственник самостоятельно занимается вопросом аренды, мы не можем здесь что-то требовать. Тем не менее, по мере сил пытаемся исправить ситуацию. Один из последних примеров: мы написали письмо к владельцу здания по ул. 10 лет Октября, 40 (культурный центр «Атриум-кино»), который разместил на фасаде вывеску трактира «Ёлки-палки». Эта конструкция сейчас висит прямо за памятником маршалу Георгию Жукову.

Если ответа не будет, специалисты департамента вынуждены будут обратиться в суд. Но надеются, дело до этого не дойдет.

– С 29 марта появился хороший рычаг давления на недобросовестных участников рынка, – пояснил Виктор Прокопов. – Согласно изменениям, внесенным в Кодекс РФ об административных правонарушениях, минимальный размер штрафа с 40 тысяч увеличен законодателем до 100 тысяч рублей. Теперь организации-нарушителю может грозить штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Как пояснили в прокуратуре Кировского округа, обращение Ерёмина передано в УВД. «Вечерка» будет следить за развитием ситуации.

 

Мой дом – моя прибыль

Жильцы дома № 7а по улице Ватутина, наоборот, самостоятельно заключили договор аренды общего помещения, а потом вынуждены были за него буквально бороться.

– На крыше сотовый оператор решил разместить свою антенну, – рассказала старшая по дому Валентина КУХНИКОВА. – За это компания предложила платить определенную сумму де — нег. Когда я собирала подписи жильцов, столкнулась с тем, что многие либо не понимают своей выгоды и просто-напросто не знают своих прав, либо были уверены, что меня, что называется, «купили» и я продвигаю чьи-то интересы.

Все же Валентина Павловна уговорила соседей. И сейчас, три года спустя, у них на лестничных площадках современная плитка (на каждом этаже своя расцветка), паласы на ней, новые трубы и почтовые ящики. А в планах на этот год – замена всех подъездных окон на пластиковые конструкции. И все это – за счет аренды.

– За маленькую антенну, которая занимает несколько квадратных сантиметров крыши, компания платит нам 180 тысяч рублей в год, – улыбается старшая по дому. – Для удобства мы договорились, что не наличные деньги получаем, а сразу необходимые товары приобретаем. Я опрашиваю жильцов, определяем, что необходимо отремонтировать, и вместе с представителем компании-арендатора отправляемся в магазин.

Предыдущая управляющая компания, ОАО «Левобережье», пыталась неоднократно «убедить» жильцов, что подобные договорные отношения – дело УК. Но жители отстояли свое законное право распоряжаться имуществом: если бы компания сама привлекла арендатора – другое дело, а так – зачем им посредники?

Кстати, к вопросу о том, как рекламодатели, арендаторы и собственники находят друг друга. Как показывает опыт, в Омске работают два варианта. Либо через рекламное агентство, которые, как правило, размещают на домах постоянные конструкции, а потом сдают их в аренду. Либо… случайно.

– Когда ребята пришли ко мне с предложением разместить антенну, они уже и не надеялись на успех, – вспоминает Валентина Кухникова. – В соседних домах, жаловались они, им отвечали категоричным отказом: мол, все это вредно, излучения и т.д. Ну просто смешно… Люди жалуются на ужасное состояние домов, коммуникаций – и при этом сами отказываются от реальных денег.


КОММЕНТАРИИ

Елена ПЕТРОВА, руководитель отдела изготовления наружной рекламы РА «Компаньон»:

– Если в договоре между управляющей компанией и жильцами есть пункт о передоверии права заключать различные договоры аренды общего имущества, то «добро» нам дает УК. Если такого пункта нет, мы сами ходим по квартирам и собираем подписи. Проблемы, как правило, возникают по двум моментам. Во-первых, очень сложно согласовать размещение рекламных конструкций в центре города. Отказы, как правило, получаем из-за «нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа» (ФЗ «О рекламе» № 38, ст. 19.15.4), что весьма субъективно. Во-вторых, у нас нет общих правил по расценкам, собственники и УК сами решают, сколько запрашивать у рекламодателя. Были случаи, когда клиент хотел разместить вывеску над своим же офисом, который в жилом доме находится, но о цене договориться так и не смогли – по 150 тысяч рублей в месяц запрашивают. Хотя бывают и противоположные ситуации: растяжки висят вовсе бесплатно. Это случаи, когда их вешают постоянные арендаторы помещений в этом доме: здесь жильцы просто заинтересованы в таком соседе, потому идут на уступки.


Ольга КОЛЕСНИКОВА, начальник АПМ-3 института «Омскгражданпроект», почетный архитектор РФ:

– Я участвовала в разработке памятника маршалу Жукову. Конечно, тогда ни о какой рекламе речь не шла. Сейчас, проектируя объекты, мы обязательно предусматриваем место для возможного размещения рекламы, иногда по просьбе заказчика разрабатываем конструкции для крепления. Это, так сказать, веяние времени. Что касается памятников, то размещение рекламы на них – просто аморально! С другой стороны – никак не оговаривается, что будет рядом, нет никаких общих правил. Все остается на совести комиссии, выдающей разрешения, самого рекламодателя или владельца здания.

 

СПРАВКА «ВО»

• Право распоряжаться общим имуществом принадлежит собственникам помещений, т. е. жителям, а не управляющей компании. Что именно будет размещено на фасаде, крыше дома и т.д. – решает общее собрание (Жилищный кодекс РФ, ст. 30, ст. 44);

• «…если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме…» (Закон РФ «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 г., ст. 19.5).

• «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе… влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей» (Кодекс РФ об административных правонарушениях № 380 от 28.12.2009 г., р. II, гл. 14, ст. 14.3).

 

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Появление в подъездах различных рекламных досок, кабельных телекомпаний не проходит мимо управляющих компаний. И за это они берут денежку. Только почему-то вы, как собственник, ничего не получаете. Ни уменьшения квартирной платы, ни детской площадки перед домом, ни хорошего асфальта. Так куда же идут деньги, полученные за аренду вашей собственности? Не пора ли задать этот вопрос тем, кто обслуживает ваш дом?

ОмскПресс