«Учитель – это возможность»

Общество

«Учитель – это возможность»

– Все педагоги делятся на две категории: просто учителя и те, у которых были отличные наставники, и они своей работой, в каком-то смысле, отдают им долг, – считает Сергей Викторович.

Знакомьтесь!

 

Сергей Викторович САВЧЕНКО

• учитель информатики МОУ «Лицей № 64»

• инициатор возрождения Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Омской области (с 2000 года)

• награжден почетными грамотами министерства образования Омской области в 2003, 2008 и 2009 годах

• победитель конкурса «Лучший учитель» национального проекта «Образование» в 2006 году

 

К какому «виду» относится он сам, определить несложно. Это педагог-фанатик. Все признаки налицо:

– школьными часами обучение не ограничивается

(«Каждый год мы выезжаем по нескольку раз на выходных за город. И обязательно в полудикие условия, когда и удобства на улице, и готовить самим надо. Распределяем обязанности, дети учатся ответственности, самостоятельности»);

– он сам придумывает себе нагрузку

(В 2000 году по инициативе Савченко в Омской области возродилась олимпиада по информатике. Он не председатель жюри (не имеет никаких званий вроде доктора наук), но вся организационная работа на нем. Кроме того, с 2005 года готовит команду Омской области для участия в финале Всероссийской олимпиады школьников по информатике, и в течение последних трех лет представители Омска входят в число призеров. С 2003 года организует участие школьных команд во Всероссийской командной олимпиаде по программированию, и в 2009 году команда МОУ «Лицей № 64» завоевала диплом III степени);

– дети сами ищут с ним общения

(Уже через пару минут после звонка на перемену его окружает рой учеников. Вопросы сыплются, что называется, «от и до»: и про «незаслуженную «четверку» по английскому», и про всю систему образования в целом).

– Я когда-то для себя решил, что ложь дорого обходится. Потому я не вру. Я лучше честно отвечу ученику: «Не скажу, потому что ты еще маленький для таких знаний». Ребята не обижаются, наоборот, мой класс уже подготовил целый список вопросов, которые они мне зададут на выпускном, «когда станут большими».

Запрет и ограничения – это не его метод. В классе Савченко можно всё (ну или почти всё), главное – результат. А результатом может быть только одно – интерес ученика к предмету, к обучению в принципе.

– Что тебе интересно из области информатики? Какое направление? Давай с этим и поработаем… – обращается Сергей Викторович к ученику. Педагог искренне уверен, что «впихивать» в голову школяра много-много формул не нужно. Лучше показать ему, что, мол, вот он я, учитель, – твоя возможность узнать что-то новое и интересное, – так пользуйся!

– Школа физико-математическая, но это не значит, что все до одного должны быть сто процентов технари, – рассуждает Сергей Савченко. – Есть среди моих учеников серьезно увлекающиеся и астрономией, и географией… Моя задача – показать, зачем мой предмет именно ему. Ведь компьютеры сейчас везде: и биологу, и филологу – знания в этой области никому не помешают, а во многом даже помогут. Как минимум, сделать грамотную презентацию своих работ.

Но не стоит путать свободу, царящую в классе, со вседозволенностью. Ученики знают: с Савченко можно договориться, он идет на компромиссы. Но. Только с теми, кто действительно учится, к чему-то стремится. Если нет – «двойка» обеспечена. –

Существующая система оценок уже давно, по сути, стала трехбалльной, – поясняет Сергей Викторович. – Последний «кол» я видел в третьем классе, когда сам получил его «за поведение». «Двойки» тоже давно стали вымирающим видом. Но у меня позиция простая: если человек не хочет ничего делать – он в ответ получает такое же «ничего». На мой взгляд, важна не оценка знаний и умений учащегося, а отношение к получению знаний, ведь все люди разные, мы по-разному воспринимаем и усваиваем информацию. Поэтому я всегда готов к общению со школьниками, ищущими знаний, готовыми к тому, что новые знания добываются с трудом. Ведь чтоб расколоть гранит науки, нужно приложить немало усилий.

ОмскПресс