Девятого мая по улицам города прошла необычная автоколонна ретромашин. Финишировал «парад на колёсах» на территории Омской крепости.
Экспонатами развернувшейся под открытым небом выставки стали более двадцати отечественных и зарубежных автомобилей. Многие из них от начала и до конца про шли Великую Отечественную войну и по праву могут считаться ветеранами.
Организаторами зрелища выступили члены Омского клуба любителей автостарины «Ретромобиль». Вниманию гостей они представили уникальные в своем роде модели, такие как «Москвич М-401», ГАЗ М-12 «ЗИМ», ГАЗ М-72 «Победа», а также знаменитый ГАЗ «Эмка» 1936 года, более известный в народе как «чёрный воронок». Наряду с наследием отечественного автопрома на выставке были также представлены машины иностранного производства – американский Dodge 1939 года, немецкий Opel Admiral, выпущенный в 1938 году, Ford Royal saloon, Mercedes и другие.
У каждой из этих машин своя история, порой мало чем уступающая судьбе человека. К примеру, самый редкий экспонат клуба – автомобиль Dodge – был прислан в СССР из Америки в 1941 году.
– В период войны на нем ездил командующий Вторым Украинским фронтом. Советский Союз получил от Америки семь таких автомобилей, но к сегодняшнему дню из них сохранилось лишь два. Один находится где-то в Прибалтике, а второй – у меня. Это действительно уникальный экспонат. Его продажная стоимость составляет около 1 миллиона рублей, – рассказал президент клуба «Ретромобиль» Сергей Капитанов.
Весьма необычна история и еще одного экспоната выставки – немецкого кабриолимузина Opel Admiral 1938 года выпуска. Эта машина, на которой в годы Великой Отечественной войны ездила элита Третьего рейха, попала в наш город в качестве трофея.
– Этот Opel Admiral в мае 1945 года привез в Омск из Берлина один из наших полковников. Проездив на машине десять лет, он продал ее через комиссионный магазин, – рассказал владелец ретроэкспоната Михаил Засорин. – Автомобиль сменил много хозяев и в итоге был брошен во дворе одного из частных домов. Под открытым небом машина простояла девять лет, практически полностью проржавела, а в моторном отсеке вырос клен высотою в три метра. Я не мог допустить, чтобы этот Opel пропал, и взялся его реставрировать.
Для того чтобы привести Opel Admiral в первозданный вид, Михаилу Засорину потребовалось досконально изучить военные фотографии машины и провести в беспрерывной работе в гараже около года. Автолюбитель признается, что многие элементы кузова немецкого кабриолета – крышу, фары и подкрылки – пришлось создавать заново из деталей различных отечественных машин и мотоциклов. Кстати, именно этот Opel Admiral снялся в омском фильме о Великой Отечественной – «Три дня войны».
Своеобразно сложилась «жизнь» и у советского автомобиля ГАЗ «Эмка» 1936 года выпуска. Этот так называемый «чёрный воронок», один лишь вид которого когда-то внушал страх многим советским гражданам, чуть было не закончил свою историю в одном из дворов городка Нефтяников. Если бы не члены клуба «Ретромобиль», знаменитая «Эмка» превратилась бы в груду ржавого металла. Сейчас же ходовым качествам этой машины могут позавидовать даже новые машины.