Ветераны военных дорог

Общество

Ветераны военных дорог

Девятого мая по улицам города прошла необычная автоколонна ретромашин. Финишировал «парад на колёсах» на территории Омской крепости.

Экспонатами развернувшейся под открытым небом выставки стали более двадцати отечественных и зарубежных автомобилей. Многие из них от начала и до конца про шли Великую Отечественную войну и по праву могут считаться ветеранами.

Организаторами зрелища выступили члены Омского клуба любителей автостарины «Ретромобиль». Вниманию гостей они представили уникальные в своем роде модели, такие как «Москвич М-401», ГАЗ М-12 «ЗИМ», ГАЗ М-72 «Победа», а также знаменитый ГАЗ «Эмка» 1936 года, более известный в народе как «чёрный воронок». Наряду с наследием отечественного автопрома на выставке были также представлены машины иностранного производства – американский Dodge 1939 года, немецкий Opel Admiral, выпущенный в 1938 году, Ford Royal saloon, Mercedes и другие.

У каждой из этих машин своя история, порой мало чем уступающая судьбе человека. К примеру, самый редкий экспонат клуба – автомобиль Dodge – был прислан в СССР из Америки в 1941 году.

– В период войны на нем ездил командующий Вторым Украинским фронтом. Советский Союз получил от Америки семь таких автомобилей, но к сегодняшнему дню из них сохранилось лишь два. Один находится где-то в Прибалтике, а второй – у меня. Это действительно уникальный экспонат. Его продажная стоимость составляет около 1 миллиона рублей, – рассказал президент клуба «Ретромобиль» Сергей Капитанов.

Весьма необычна история и еще одного экспоната выставки – немецкого кабриолимузина Opel Admiral 1938 года выпуска. Эта машина, на которой в годы Великой Отечественной войны ездила элита Третьего рейха, попала в наш город в качестве трофея.

– Этот Opel Admiral в мае 1945 года привез в Омск из Берлина один из наших полковников. Проездив на машине десять лет, он продал ее через комиссионный магазин, – рассказал владелец ретроэкспоната Михаил Засорин. – Автомобиль сменил много хозяев и в итоге был брошен во дворе одного из частных домов. Под открытым небом машина простояла девять лет, практически полностью проржавела, а в моторном отсеке вырос клен высотою в три метра. Я не мог допустить, чтобы этот Opel пропал, и взялся его реставрировать.

Для того чтобы привести Opel Admiral в первозданный вид, Михаилу Засорину потребовалось досконально изучить военные фотографии машины и провести в беспрерывной работе в гараже около года. Автолюбитель признается, что многие элементы кузова немецкого кабриолета – крышу, фары и подкрылки – пришлось создавать заново из деталей различных отечественных машин и мотоциклов. Кстати, именно этот Opel Admiral снялся в омском фильме о Великой Отечественной – «Три дня войны».

Своеобразно сложилась «жизнь» и у советского автомобиля ГАЗ «Эмка» 1936 года выпуска. Этот так называемый «чёрный воронок», один лишь вид которого когда-то внушал страх многим советским гражданам, чуть было не закончил свою историю в одном из дворов городка Нефтяников. Если бы не члены клуба «Ретромобиль», знаменитая «Эмка» превратилась бы в груду ржавого металла. Сейчас же ходовым качествам этой машины могут позавидовать даже новые машины.

ОмскПресс