Промышленники не хотят платить

Наука

Промышленники не хотят платить

Сегодня Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП) рассматривает предложенные 14 апреля в Москве на Координационном совете специалистами машиностроения СФО решения актуальных проблем отрасли. В их числе есть и предложения сибирских специалистов: по бесплатному патентованию объектов промышленной собственности, по отмене платы за технологические подключения к энергосетям, а также по преобразованию выбывающих из ОПК заводов в ремонтно-модернизационные центры.

Помимо этого среди предложений в решение КС были разработка и вынесение на рассмотрение ГД и Президента РФ проектов федеральных законов «Об инвестиционной деятельности и инновационной политике в РФ», «О промышленной политике в РФ».

С основным докладом «Об инновационных аспектах и проектах развития сибирского машиностроения» на Координационном совете сибирских машиностроителей выступил омский руководитель Межрегионального координационного центра ООО «Союз машиностроителей России» по СФО Валерий Лось. Его дополнили коллеги из Томска — проректор по инновационному развитию и международной деятельности Томского университета систем управления и радиоэлектроники Александр Уваров («Томская область: опыт территории инновационного развития») — и Кемерова — гендиректор инновационного научно-производственного центра «Иннотех» Сергей Никитенко («Инновационное мышление и кузбасская практика»).

 

Законодательные предложения

Говоря о состоянии машиностроения в Сибири, специалисты отметили наряду с хроническими проблемами (налоги, тарифы, кредиты, оборотные средства, кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2–3 раза, неплатежеспособность рынка) возникновение новых сложностей: резкое повышение кадастровой стоимости земли, рост тарифов на государственные услуги, на технологические присоединения к энергосетям.

— Сегодня отсутствуют основополагающие федеральные законы: о промышленной политике, об инновационной деятельности, а также многие актуальные федеральные целевые программы по выпуску продукции гражданского назначения, — сообщил Валерий Лось. — К сожалению, инновации как сложный вид научной и инженерной деятельности не регламентируются ни одним федеральным законом и не могут быть заменены региональными законами. Даже нет определения инноваций, что дает полную свободу в их интерпретации, поэтому сегодня задача Союза машиностроителей как общественной организации — разрабатывать законопроекты, которые улучшат состояние отрасли.

Помимо этого промышленники предложили РСПП внести изменения в закон «О патентной деятельности», направленные на бесплатное патентование объектов промышленной собственности. Некоторые предложения были довольно смелыми — отменить плату за технологические присоединения к энергосетям. Как отреагирует на них РСПП и каково будет в итоге решение Союза, пока неизвестно — решение еще готовится.

Перспективные направления Специалисты и руководители предприятий ОПК отмечают потребность в капитальном ремонте сложной импортной техники промышленного и аграрного назначения, но современных ремонтных заводов сегодня нет. Предложение Сибирского центра Союза машиностроителей заключалось в преобразовании выбывающих из ОПК заводов в ремонтно-модернизационные центры (такой центр планировался на базе Омского ФГУП «Завод подъемных машин»).

— Большие заказы ожидаются в энергомашиностроении в связи с планируемым ростом производства электроэнергии на 2/3 к 2020 году и внедрением современных технологий. Поэтому представляется весьма актуальным организовать в Сибири серийное производство мощных и эффективных парогазовых и газотурбинных энергоустановок взамен импорта, тем более что такие проекты уже реализованы в центральной части России и Поволжье. Такая тематика уже включена в планы производства ОМО им. Баранова и МПП «Салют», — рассказал эксперт.

 

Модернизация

Обновление производственно-технической базы в последний раз проводилось на предприятиях машиностроения в 80?х годах, поэтому сегодня мировому уровню соответствует лишь 25% машиностроительных технологий. Итогом этого стала тотальная неконкурентоспособность продукции.

По предположениям специалистов, для достижения современного уровня необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не менее 10% в год, в течение 15 лет необходимо заменить около 2 млн единиц производственного оборудования. На технологическую модернизацию омского оборонно-промышленного комплекса, по разным оценкам, ежегодно требуется от 2 млрд рублей (в Москве этот показатель достигает 17–20 млрд рублей). Фактические затраты предприятий почти в 5 раз ниже.

— Технологической модернизации должен предшествовать обязательный и независимый технологический аудит и аудит систем менеджмента качества, — рассказал Валерий Лось. — В настоящее время по этим показателям почти половина предприятий ОПК и высоких технологий не имеет сертифицированной системы менеджмента качества либо она не соответствует требованиям отечественных и международных стандартов. А технологический аудит почти не проводится. Еще хуже положение дел на предприятиях, не относящихся к высоким технологиям.

ОмскПресс