«Он воевал и строил…»

Общество

«Он воевал и строил…»

«Мой отец Александр Савицкий, когда началась война, служил на побережье Белого моря. Отца не сразу отправили на фронт, он прошёл обучение на ускоренных курсах. И в ноябре 1941 года был назначен командиром взвода в 164-й артиллерийский полк 2-й стрелковой дивизии. Боевое крещение принял на Волховском фронте, — пишет дочь ветерана Великой Отечественной войны Ирина МАСЛЕННИКОВА.

В 1942 году он уже был назначен командиром штабной батареи. Даже в жарких боях отец не забывал писать домой. Я до сих пор помню эти «треугольнички», написанные «химическим» карандашом.

В июне 1942 года в бою под деревней Мясной Бор отца тяжело ранило, до декабря его лечили в разных госпиталях, потом признали инвалидом и отправили в Омск. В январе папа приехал домой. Он рассказал, что в груди у него остались металлические осколки от разорвавшегося снаряда и хирургическая игла, которая сломалась, когда делали операцию. Правая рука у отца не действовала.

Дома его встретили радостно. Тем более что моя мама, Дина Васильевна, к тому времени имела открытую форму туберкулеза, который получила, работая в военном госпитале при школе № 53. Она сильно простыла еще на заготовках дров, а поскольку питание было плохое, то болезнь стала прогрессировать.

С приездом отца наша жизнь улучшилась. Даже с одной рукой он мог делать много. Маму сумел отправить в санаторий, а сам посадил огород на выделенном земельном участке. При этом отец сразу же стал работать прорабом, ведь еще до войны отец окончил Омский коммунально-строительный техникум и успел поработать прорабом и инспектором по строительству в Казахстане и Омске.

Во время войны отец руководил возведением цехов завода № 513 (ныне телевизионный завод). Он научился писать левой рукой. А в августе 1944 года был назначен техническим руководителем деревообрабатывающего комбината (ДОК-168), а затем и начальником этого комбината. После окончания войны в нашей семье появилось прибавление – у меня родилась сестра.

А уже в 1951 году отца опять призвали в ряды Советской Армии. И он прослужил на военно-инженерных должностях в Омской, Иркутской, Новосибирской областях и Алтайском крае около пятнадцати лет. Уволился из армии уже майором.

Отец часто брал меня на работу. Я с детства знала всю территорию ДОКа-168, знала работников различных цехов, а они знали меня. Когда в Кировском округе организовали детский дом, ДОК стал над ним шефствовать, и я часто бывала в этом детдоме. Работники ДОКа дарили детям подарки, детдомовцы ездили в детский лагерь, построенный ДОКом-168.

В трудное военное и послевоенное время отец помогал племянникам, у которых отцы остались на полях сражений. Благодаря его вниманию все они получили профессии и никто не стал хулиганом. При ДОКе-168 работали, как их тогда называли, «фэзэушники» – подростки, обучавшиеся в школе фабрично-заводского обучения.В трудовой книжке отца есть запись: «За хорошую и умелую организацию труда молодых рабочих из ФЗО объявлена благодарность 8.07.1946 г.».

Отец был очень заботливым, доб рым и строгим. Все, кто работал с ним, говорили о нём только хорошее. Его уже не было в живых, когда ДОК-168 отмечал свой юбилей, и меня и сестру пригласили на торжества. Об отце многие вспоминали с теплотой. Он и его друзья прошли войну, победили и наладили мирную жизнь. Вечная им память!»

ОмскПресс