«Примите и мой поклон…»

Общество

«Примите и мой поклон…»

Представительницей поколения, победившего фашизм, является и Анна Петровна ТОКАРЕВА, которой сегодня исполнится 95 лет. Прожитое время, конечно же, сказалось на ее внешности: худенькая, невысокого роста, множество морщинок вокруг глаз, но она сохранила ясность ума, память и самое главное – желание жить…

В её дом меня привело чувство благодарности к человеку, прошедшему дорогами войны. Окончив в Томске медицинский институт, поработав врачом-стоматологом в Карасуке, она вернулась в Омск, к родителям. На третий день войны была мобилизована в ВЭО-10 — военно-эксплуатационное отделение. Это специальное железнодорожное формирование, призванное в кратчайшие сроки ремонтировать пути, восстанавливать движение поездов и эксплуатировать дорогу. Чрезвычайно сложная и ответственная работа. Сюда же входила группа медиков — начальник санитарной службы, санитарный врач, четыре фельдшера, два санинструктора и зубной врач. Им предстояло следить за состоянием здоровья более тысячи человек.

Надо отдать должное работникам железнодорожного транспорта, на плечи которых выпала в годы войны нелёгкая доля. «На территории СССР гитлеровцы вывели из строя 26 из 54 железных дорог довоенной сети, частично повредили 8 магистралей, разрушив 65 000 километров пути, 13 тысяч мостов, 4 100 станций, 2 436 вокзалов, 317 паровозных депо и много других железнодорожных объектов и устройств» — эти данные приведены в сборнике «Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. ». Немцы планировали парализовать транспортную систему страны, но им это не удалось. Не учли они беспримерного мужества и самоотверженности советских людей.

Именно эти качества проявляли и все те, кто зачислен был в военно-эксплуатационное отделение № 10.

30 июня состав из Омска направили на Ростов, доехали только до станции Глубокая и развернулись на Ленинград. Здесь шли ожесточённые бои, городу грозила блокада.

— Помню, — вспоминает Анна Петровна, — остановились на станции Бологое, по одну сторону болото, по другую — озеро. И тут налёт. Бомбили немцы нещадно, всё перемешалось. Дорога на Ленинград оказалась отрезанной. Кое-как привели состав в порядок и двинулись в обход, на Тихвин. Пока ехали, немцы заняли и этот город. Остановились на станции Бабаево 5 декабря. Погода стояла ясная, морозная, выпал снег. Наш эшелон в тупике, вдали от мест, где идут бои. Я иду на кухню снимать пробы приготовленного обеда. У одного из вагонов стоит командир. И тут немецкие самолёты. Недалеко от меня разрывается бомба и осколками убивает командира. От страха куда-то бегу, кругом крики, стоны, свистящие звуки падающих бомб. Ужас, ужас!.. Двадцать человек убиты, двадцать один ранен. Пострадал и политрук Аршинов, разрезала ему сапог, а стопы на ноге нет, перевязываю, останавливаю кровь и отправляю в госпиталь… Как я осталась тогда жива, до сих пор не могу понять…

А ещё страдали от сильных морозов и жгучих ветров. Но ни снежные заносы, ни закаменевшая земля, ни налёты немецких бомбардировщиков не могли остановить порыва работающих. Все понимали, как важно открыть движение поездов до Ладоги, а там уже действовала «Дорога жизни». Трудились буквально в поте лица, метр за метром восстанавливая разрушенные пути, повреждённую связь, вводя новые пристанционные объекты, попутно сапёры разминировали и местность, обезвреживали фугасы.

От скудного питания, вспоминает Токарева, люди начали болеть цингой. Приходилось лечить народными средствами, медикаментов и лекарств не хватало. Готовили хвойные отвары, благо сосен и елей вокруг было предостаточно. Всех заставляли пить эту горечь. Помогало. Летом новая напасть. Кое-кто стал терять зрение. Диагноз — куриная слепота. И опять же из-за недостатка витаминов и белков (мясных продуктов в рационе практически не было). Но и с этим недугом как-то справились. И в таких условиях тянули новую железнодорожную ветку, соединяющую Октябрьскую и Северную дороги, чтобы ускорить доставку грузов осаждённому Ленинграду.

— Под Тихвином стояли до 1943 года. Когда началась подготовка к сражению под Курском, наш эшелон перебазировался в эти края, — продолжает свой рассказ Анна Петровна. — На одной из станций попали под сильнейшую бомбёжку. Здесь стояли вагоны с боеприпасами, которые беспрерывно рвались, всё кругом в огне. От ужаса и страха мы находились в состоянии шока. Но прекращалась бомбёжка, шок проходил, и нужно было спешно приниматься за работу — кому ремонтировать пути, кому оказывать помощь раненым. Сеть дорог в этом районе была сильно разрушена… Немецкие самолёты бомбили не только железные дороги, станции, мосты, но и гонялись за отдельными поездами и паровозами. У нас говорили, что за каждый подбитый паровоз немецкий лётчик получал железный крест. Правда это или нет, не знаю. Особенно опасно было проходить составам по ночам…

Потом был Курск, затем наши войска вышли к Днепру, началось освобождение Украины. Отделение работало, восстанавливая пути, давая возможность частям двигаться дальше на Запад. В Польше, под Люблином, закончился маршрут военно-эксплуатационного отделения, в котором была военврач Токарева. Поляки решили своими силами восстанавливать разрушенные мосты и дороги. Всех отправили по домам, и она вернулась в Омск. К этому времени Анна Петровна уже вышла замуж — за инженера-путейца Леонида Маслова, с которым они находились все годы войны в ВЭО.

Муж Анны Петровны — Леонид Константинович Маслов, успевший перед войной окончить Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, в мирное время работал в Барабинске начальником дистанции пути, затем был переведён в Омск. Принимал участие в прокладке вторых путей в сторону Казахстана, строительстве станции Входная и Иртышская, затем возглавлял строительный участок № 5 Дорстройтреста. Сама Анна Петровна до 70 лет работала врачом-стоматологом детской железнодорожной поликлиники, пользовалась большим авторитетом, имеет немало военных наград и благодарностей за труд. Дети пошли по стопам родителей: дочь — врач-стоматолог, оба сына — инженеры-строители. Династию врачей Токаревых продолжает и одна из внучек.

За плечами фронтовички А. П. Токаревой — годы и годы честно исполненного долга врача, материнского долга, долга бабушки, а теперь и прабабушки. Ушли из жизни муж, близкие родственники, а она продолжает хранить память о них, тех, кто воевал и победил в той страшной войне. Она и сама причастна к Победе. Низкий поклон Вам, Анна Петровна!

ОмскПресс