Культурный подход к трудным подросткам

Общество

Культурный подход к трудным подросткам

Личность формирует то, что её окружает. То, что человек видит вокруг себя, проще говоря. Соответственно, если подросток вокруг ничего хорошего не видит, он начинает терять ценностные ориентации. Со всеми логичными последствиями. А если сменить окружение? Показать, что, кроме привычного улично-телевизионного, есть и другое…

На днях омский ТЮЗ посетили необычные зрители. В театр в сопровождении инспекторов пришли около сорока подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. На учет они поставлены в основном за административные правонарушения или бродяжничество. Есть и вернувшиеся из воспитательной колонии.

Эти ребята стали первыми зрителями психологического триллера «Метро». В основу спектакля лег сценарий голливудского фильма 70-х годов «Инцидент, или Случай в метро».

История — проще некуда. И привычней некуда. Родное и знакомое, плавно выходящее за все границы хамство в ограниченном пространстве общественного транспорта. В вагоне метро — вроде бы 17 пассажиров, но два обнаглевших молодых человека творят здесь все, что пожелают. Ибо окружающие сами им это позволили. И эта спираль все раскручивается и раскручивается, пока…

Это спектакль о проблеме общей вины. У которой две причины — удивительная разобщенность современного общества и жизнь по принципу «Моя хата с краю».

Для 13-летнего Алексея, поставленного на учет за административное правонарушение, визит в театр стал вторым. Первый раз он был здесь в детстве, в шесть или семь лет. Но на яркость впечатлений это не повлияло.

— Очень сильная вещь. О многом заставляет задуматься, — признался парнишка.

В документах же это называется «социальная адаптация трудных подростков». Идея устроить для таких ребят поход в театр появилась неделю тому назад во время последнего заседания Общественного совета при УВД Омской области. В регионе детей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, более двух тысяч. Их никто никогда по-другому в театр не поведет. В их семьях даже книг нет.

— Думаю, если такой подросток всего один раз попадет в театр, это вполне может что-то в нем изменить к лучшему. Театр воспитывает эмоцию — сопереживание, соучастие, сострадание, — считает Валентина Соколова, директор ТЮЗа, член Общественного совета при УВД Омской области.

В Общественный совет при УВД входят представители науки, культуры, политики, спорта, руководители СМИ и предприятий. Все они убеждены: проблемным ребятам нужно помогать не только организацией летней занятости, но и приобщением к прекрасному. Например, в марте ребята побывали в музее имени Врубеля, в музее воинской славы омичей. И первый визит в театр — это только начало.

Причем это начинание предполагает не только раздачу билетов, но и организацию обратной связи. Будет вестись серьезная научная работа, подразумевающая тестирование и беседы, призванные выяснить, насколько трудным детям помогает погружение в культуру.

Кстати, подобные исследования уже проводились в нашем городе несколько лет тому назад среди учащихся ПТУ. К концу года результаты тестирования двух групп учащихся (одни ходили в театр, другие — нет) стали резко отличаться друг от друга. Хотя вначале были практически одинаковыми.

Сейчас появилась идея точно так же протестировать инспекторов и детей. И понаблюдать, насколько в конце года ребята приблизятся по уровню общей культуры к образованным взрослым людям.

 

P. S. Конечно, изменения, происходящие в душах людей, отслеживать сложно, а выразить в цифрах вообще практически нереально. Но не это главное. Главное, приоткрыть перед этими ребятами дверь в совершенно другой мир, которая вряд ли откроется иначе…

ОмскПресс