«Театральные повести» Марка Мудрика

Общество

«Театральные повести» Марка Мудрика

На книжном небосклоне Омска появилась новая книга известного журналиста, литературоведа и театрального критика Марка Мудрика. Впрочем, название этой книги – «Театральные повести» – уже знакомо тем, кто неравнодушен к истории Омска и истории омской культуры. Первое издание книги вышло в свет в 2000 году и уже тогда поразило знатоков и «рядовых» читателей не только глубиной исследований (впрочем, иного от Марка Мудрика и ожидать не приходится), но и необыкновенно изящным, «не провинциальным» дизайном книги.

Напомним, что в первое издание вошли три документальные повести о людях и событиях театрального Омска. Это «Житие Ивана Андреева…» – повесть об офицере, который в далеком 1765 году основал в Омской крепости (не имевшей даже статуса города) настоящий светский театр – второй в России. Это документальные повести «В гостях у «Омского зрителя» – о театральной жизни Омска в 20–30-х годах прошлого века и «Арбат – улица омская» – о жизни и работе эвакуированного в Омск в начале Великой Отечественной войны знаменитого Театра имени Евгения Вахтангова.

В новом издании книги в эти «театральные повести» внесены некоторые существенные добавления. Кроме того, в книгу вошла недавно написанная повесть «Как я редактировал театральную газету» – интереснейший рассказ о том, как в Омске в 1985 году каким-то чудом появилась и, вопреки всему, семь лет выходила первая в России (!) театральная газета – «Омск театральный». Эта история уникального издания, история, наполненная как драматическими, так и комическими событиями, более близка к нашему времени, так что, читая повесть, автор этих строк не раз восклицал: «Ба! Знакомые все лица!»

Надо отметить, что характерными особенностями творчества Марка Мудрика являются не только точность фактов и деталей, не только доверительность стиля и чувство высокой ответственности перед историей. Его театральные повести – это всегда яркие картины эпох. Это всегда истории судеб, нередко драматических и даже трагических. Это малоизвестные факты, которыми Омск может только гордиться, и факты, которые ему не делают чести. Например, из повести об «Омске театральном» можно узнать, как в конце 40-х годов в нашем городе в русле известной кампании «разоблачения безродных космополитов» проходили общественные судилища над деятелями культуры. Или как в Омске не по своей воле оказались некоторые столичные студенты. Или о роли цензуры даже во времена не столь уж и отдаленные… Но также и об удивительных, как сейчас говорится, «ноу-хау» Омска, и о тех людях власти, чьи понимание и поддержка помогали проектам состояться, а судьбам – не сломаться…

В общем, читателям «Театральных повестей» Марка Мудрика гарантировано увлекательное путешествие по мало известным широкой публике страницам истории Омска. Что, кстати, поможет не только лучше узнать его прошлое, но и отчетливее представлять настоящее.

ОмскПресс