Гастарбайтеры теснят омских слесарей

Общество

Гастарбайтеры теснят омских слесарей

Наёмные работники и хозяева омских станций техобслуживания, специализирующихся на кузовном ремонте, бьют тревогу: китайские гастарбайтеры отбивают у них клиентов благодаря низким ценам и быстрому ремонту сомнительного качества. Дошло до того, что работники СТО готовят коллективное обращение в адрес ведомств, курирующих распределение квот на привлечение иностранной рабочей силы. Цель обращения – полностью запретить китайцам в 2011 году ремонтировать в Омской области автомобили.

Конкурировать не можем

– Проблема в том, что мы не можем конкурировать с китайцами в принципе. И страдают от этого, прежде всего, не предприниматели, а их наемные работники, – считает Юрий Белогорохов, директор сети СТО и один из основных инициаторов обращения.

По его словам, китайские СТО – это практически стопроцентный ручной труд, отсутствие за редким исключением средств защиты дыхания, пренебрежение нормами пожарной безопасности и правилами охраны труда.

– За такое отношение российского предпринимателя давно бы оштрафовали, – считает Юрий Белогорохов. – Кроме того, на китайских СТО работают пареньки 20–25 лет. Производительность труда у них колоссальная, но вот качество работ и материалы, которые они используют, оставляют желать лучшего.

Действительно, у китайцев покрасить машину будет на 30% дешевле и быстрее раза в два. Это бюджетный ремонт, который делается «на сейчас» или для перепродажи автомобиля. Отечественные СТО делают ремонт минимум под годовую гарантию и работают согласно Закону о защите прав потребителей.

 

Учите китайский язык…

Стоит признать, что словосочетание «защита прав потребителей» – слишком сложное для китайского восприятия. Как, впрочем, и словосочетание «федеральная миграционная служба». Иль Янцай – управляющий автомастерской на улице 10 лет Октября – значение этих словосочетаний не уяснил в ходе беседы с корреспондентом «Вечерки». Технологию лакокрасочных работ он описал быстро и просто: «Шпатлевка, потом грунтовка, зачистить, покрасить. Не знаю, как она лучше, хуже. Правильно все». Отметим, что смысл высказываний управляющего не всегда был ясен. Иль Янцай на любой вопрос привык отвечать «да».

У китайского управляющего в мастерской работают семь его сограждан. Приехали они на год. Работать с металлом и краской учились где-то в Китае. В основной массе приезжие китайцы родом из деревень. По словам Иль Янцая, его работники трудятся более 12 часов в день и получают за это около 5000 юаней в месяц (около 22 тысяч рублей). Отметим, что Иль Янцай очень гордится работоспособностью своих соотечественников. О российских законах по охране труда он ничего не знает (то есть в принципе не понимает, что это такое. – Прим. авт.). В месяц, по словам китайца, мастерская ремонтирует 80–100 машин. В момент беседы только в боксе находилось более дюжины автомобилей.

 

И своих достаточно

– Работники отечественных СТО – это в основном семейные люди среднего возраста, они не будут пахать как китайцы. Но будут делать всё добросовестно, качественными (то есть более дорогими и растаможенными) материалами, – утверждает Юрий Белогорохов. – Так у нас устроен рынок. Если появится еще 5–10 мастерских, вы думаете, нелегалов не будет вообще? Нет, чем больше легальных СТО, тем больше и нелегалов. Кроме того, с увеличением количества китайцев увеличатся и каналы контрабанды, как бы с ними ни боролись, – поясняет он.

Инициативное обращение в адрес межведомственной комиссии, регулирующей трудовую миграцию, могут поддержать от нескольких сотен до трех тысяч омских «жестянщиков» и «маляров».

– Мы бы хотели, чтобы приток иностранных граждан контролировался в интересах местных предпринимателей. Сейчас ситуация противоположная, – утверждает Юрий Белогорохов.

Корреспондент «Вечерки» обзвонил около 20 станций технического обслуживания, занимающихся кузовным ремонтом. Во всех случаях работники станций подтвердили наличие оттока клиентов и оценили его в 10–30%.

По идее, обращение может возыметь силу, поскольку политика привлечения иностранных рабочих строится на том, чтобы предоставить мигрантам те сферы, которые у нас не востребованы. В случае с кузовным ремонтом недостатка в кадрах
в Омске явно нет. Если же китайцам все-таки позволят красить машины, то ситуация может полностью поменяться. –

Предприниматели могут задуматься, не нанять ли китайских работников, уволив русских, – считает Юрий Белогорохов. – Пока так никто не сделал. Но если решится хотя бы один, то за ним последуют.

 

СПРАВКА «ВО»

По данным УФМС по Омской области, в Омске легально на двух СТО трудятся 11 китайских мигрантов. Всего же в регион официально приехало работать 427 китайских граждан при квоте 4096 человек.

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей СИНДЕЕВ, первый заместитель директора департамента городской экономической политики: – Использование иностранной рабочей силы на территории города и области находится под постоянным контролем региональной власти. Когда принимается решение о выделении квоты, федеральная служба занятости отмечает, сколько работников с этой специальностью есть на территории области. Сколько мест предложено, сколько не использовано.

ОмскПресс