Юлташ – это друг

Общество

Юлташ – это друг

В Омской крепости открылась выставка городской национально-культурной автономии чувашей «Юлташ». «Юлташ» по-чувашски означает «друг». Так же называется газета небольшого формата и тиража, которую периодически выпускает чувашская автономия.

В Омске, судя по переписи 2002 года, проживает около 5 тысяч представителей этого древнего народа с богатой историей. Первые чуваши-переселенцы прибыли в Сибирь еще во времена Ивана Грозного. Следующая волна переселенцев нахлынула в столыпинские времена. По словам председателя Чувашской автономии Григория Федорова, в Омской области еще сохранились чисто чувашские деревни – Машканка в Тарском районе, Чепачиха – в Большеуковском…

– Там русского языка не слышали, даже ребятишки по-чувашски говорят. И вся деревня живет как одна семья, – рассказал руководитель автономии.

В Машканке до сих пор варят знаменитое чувашское пиво 30-ти сортов, помнят многие национальные традиции. Там стоят типичные чувашские дома, которые с первого взгляда можно отличить от русских по окнам без ставен, глухим воротам на четырех столбах, раскрашенным фронтонам с резьбой.

На открывшейся выставке можно своими глазами увидеть, почему чувашский народ называют народом ста тысяч песен, ста тысяч вышивок.

Больше всего здесь именно вышивок. Ими щедро украшена даже повседневная старинная одежда. В ней еще в 50-чувашские женщины ходили на работу колхозы. Кстати, при желании любой намент можно расшифровать прямо месте – рядом на стене висит таблица со значениями наиболее часто встречающихся элементов узора.

В одежде чуваши всегда предпочитали светлые, преимущественно белые цвета. О цветовой гамме стоит сказать отдельно. После завершения весенних полевых работ две недели длился период, когда на земле нельзя было работать. Это было праздничное время. И если кто-то появлялся на улице в темной одежде, его щедро обливали холодной водой.

Здесь же можно увидеть действительно роскошные чувашские украшения. Серебряное монисто весило полпуда – около 8 килограммов. При ходьбе оно звенело, и под этот звон девушки гуляли по деревне. С украшениями соседствуют тупоносые чувашские лапти, тканые пояса. Кстати, богатство пояса соответствовало состоятельности его владельца.

На выставке также можно услышать чувашские песни, а при желании, и легенды.

Городская национально-культурная автономия чувашей появилась в Омске два года тому назад. И вообще, возрождение хорошо забытого легким делом не назовешь. Но, тем не менее, люди приходят, интересуются. Среди них есть и молодежь, которая даже не знает чувашского языка, но все равно тянется к истокам.

– Безнадежных дел не бывает. Конечно, мы никогда полностью не восстановим то, что было раньше. Но мы можем не дать забыть, потеряться языку. И приложить все усилия, чтобы сохранить хотя бы оставшееся, – считает Григорий Федоров.

 

P. S. Выставка продлится до 25 апреля.

ОмскПресс