Китайцы встали поперёк кузова

Бизнес

Китайцы встали поперёк кузова

Омские предприниматели и наёмные работники станций техобслуживания, специализирующихся на кузовном ремонте, бьют тревогу: китайские гастарбайтеры отбивают у них клиентов демпинговыми ценами. Дошло до того, что предприниматели готовят коллективное обращение в адрес ведомств, курирующих распределение квот на привлечение иностранной рабочей силы. Цель обращения — полностью запретить китайцам в 2011 году работать в сфере ремонта автомобилей.

— Мы бы хотели, чтобы приток иностранных граждан контролировался в интересах омских предпринимателей. Сейчас ситуация противоположная, — утверждает Юрий Белогорохов, директор сети СТО «Color-шоу» и один из основных инициаторов обращения. – Отечественные СТО уже почувствовали отток клиентов. Ломается сложившийся рынок кузовного ремонта.

«Обозреватель» обзвонил около 20 станций технического обслуживания, занимающихся кузовным ремонтом. Во всех случаях работники станций подтвердили наличие оттока клиентов и оценили его в 10–30%.

 

Конкурировать не можем

— Проблема в том, что мы не можем конкурировать с китайцами в принципе. И страдают от этого, прежде всего, не предприниматели, а их наемные работники, — считает Юрий Белогорохов. По его словам, российские предприниматели скованы при конкуренции с китайцами многими факторами.

— Китайские СТО — это практически стопроцентный ручной труд, отсутствие за редким исключением средств защиты дыхания, пренебрежение нормами пожарной безопасности и правилами охраны труда. За такое отношение российского предпринимателя давно бы оштрафовали, — считает Юрий Белогорохов. — Кроме того, на китайских СТО работают пареньки 20–25 лет. Производительность труда у них колоссальная, но вот качество работ и материалы, которые они используют, оставляют желать лучшего. Да, у китайцев покрасить машину будет на 30% дешевле и быстрее раза в два. Это бюджетный ремонт, который делается «на сейчас» или для перепродажи автомобиля. ОтечественныеСТО делают ремонт минимум под годовую гарантию и работают согласно Закону о защите прав потребителей.

 

Учите китайский язык…

Стоит признать, что словосочетание «защита прав потребителей» — слишком сложное для китайского восприятия. Как, впрочем, и словосочетание «федеральная миграционная служба». Иль Янцай — управляющий автомастерской на улице 10 лет Октября — значение этих словосочетаний не уяснил в ходе беседы с корреспондентом «Обозревателя». Технологию лакокрасочных работ он описал быстро и просто: «Шпатлевка, потом грунтовка, зачистить, покрасить. Не знаю, как она лучше, хуже. Правильно все».

Отметим, что смысл высказываний управляющего не всегда был ясен. Иль Янцай на любой вопрос привык отвечать «да». Тем не менее, как удалось выяснить «Обозревателю» у китайского управляющего, в мастерской работают семь китайцев. Приехали они на год. Работать с металлом и краской учились где-то в Китае. В основной массе приезжие китайцы родом из деревень.

По словам Иль Янцая, его работники трудятся более 12 часов в день и получают за это около 5000 юаней в месяц (около 22 тысяч рублей). Отметим, что Иль Янцай очень гордится работоспособностью своих соотечественников. О российских законах по охране труда он ничего не знает (то есть в принципе не понимает, что это такое. — Прим. авт.).

В месяц, по словам китайца, его мастерская восстанавливает 80–100 машин. В момент беседы только в боксе находилось более дюжины автомобилей.

 

Своих достаточно?

— Работники отечественных СТО — это в основном семейные люди среднего возраста, они не будут пахать как китайцы. Но будут делать всё добросовестно, качественными (то есть более дорогими) материалами, — утверждает Юрий Белогорохов. — Так у нас устроен рынок. Если появится еще 5–10 мастерских, вы думаете, нелегалов не будет вообще? Нет, чем больше легальных СТО, тем больше и нелегалов. Кроме того, с увеличением количества китайцев увеличатся и каналы контрабанды, как бы с ними ни боролись, — поясняет он.

Юрий Белогорохов признает, что доля китайских СТО в общей массе невелика (в городе более 120 станций занимаются кузовным ремонтом), однако он настаивает, что ситуацию надо менять на корню.

Инициативное обращение в адрес межведомственной комиссии, регулирующей трудовую миграцию могут поддержать от нескольких сотен до трех тысяч омских «жестянщиков» и «маляров».

По идее, обращение может возыметь силу, поскольку политика привлечения иностранных рабочих строится на том, чтобы предоставить мигрантам те сферы, которые у нас не востребованы. В случае с кузовным ремонтом недостатка в кадрах в Омске явно нет. Если же китайцам все-таки позволят красить машины, то ситуация может полностью поменяться.

— Предприниматели могут задуматься, не нанять ли китайских работников, уволив русских, — считает Юрий Белогорохов. — Пока так никто не сделал. Но если решится хотя бы один, то за ним последуют и другие.

 

КОММЕНТАРИИ

Первый заместитель директора департамента городской экономической политики Сергей СИНДЕЕВ:

– Использование иностранной рабочей силы на территории города и области находится под постоянным контролем региональной власти. Я являюсь членом региональной комиссии по использованию иностранной рабочей силы. Знаю, как происходит квотирование. Когда принимается решение о выделении квоты, федеральная служба занятости отмечает, сколько работников с этой специальностью есть на территории области. Столько-то мест предложено, сколько не использовано. Если надобности нет – иностранных работников сюда мы пускать не будем. Мои друзья ремонтировали свои автомобили в китайских конторах. Знаю, что там они платили меньше. Качество кого-то устраивало, кого-то нет. Думаю, о тотальном характере и каких-либо тенденциях в этой сфере говорить рано.


Алексей МАРЛАНД, директор малярно-кузовного комплекса «Виадук»:

– К конкуренции я отношусь с уважением. Но тут вопрос качества. Не всегда клиент понимает, какие проблемы он получает в будущем, экономя на цене ремонта. И не у всех есть деньги на повторную работу. У китайцев есть особенность: они умеют делать так, чтобы в момент сдачи все выглядело нормально. Что будет потом – их не беспокоит. Если я несу гарантийные обязательства и действую согласно законодательству, то там просто нет русскоязычных руководителей, которые бы это понимали. Можно ли нанять к нам китайцев? Работоспособность их действительно выше, но технологическая грамотность у них отсутствует, это не сертифицированные работники. Они просто привыкли работать долго и упорно. Общаться через переводчика со своим работником тоже неприемлемо. В итоге то, что я сэкономлю сразу, потом потеряю на претензиях. Под обращением буду подписываться, полностью «за».


Станислав ТИХАНОВ, технический директор «Алан-Авто»:

– Отношусь к китайским гастарбайтерам отрицательно. Они, сбивая качество, забирают себе клиентов. Работают не по нормативам, дешевыми китайскими материалами. Делают на один раз. При этом наши работники, которым по 40 лет, не сидят без работы. У нас заметно упала клиентура. Нанимать китайцев я не буду никогда. Лучше, чтобы свои без работы не сидели. Я поддержу любые инициативы по запрету работы китайцев в этой сфере.


Владимир ТИМАКОВ, директор ООО «Гарант»:

– Лично не общался с китайцами, но по слухам, они делают быстро, но не очень качественно. Людям приходилось переделывать. Отток клиентов у нас достигает 30%. Китайцев нанимать однозначно не буду. Мне дорог имидж. Моя позиция проста: китайцы создают недобросовестную конкуренцию.

ОмскПресс